Связанные одной цепью

ФСФР, объявив во всеуслышание о провале пенсионной реформы в ее нынешнем виде, предложила вывести добровольное пенсионное страхование на новый уровень — с помощью частных пенсионных систем

Еще осенью прошлого года глава ФСФР Олег Вьюгин на одной из конференций прямо с трибуны объявил, что пенсионная реформа провалилась, поэтому его ведомство будет развивать частные пенсионные системы (ЧПС). В данный момент служба готовит концепцию закона о ЧПС, смысл которого очертить правовое поле для создания трехуровневой пенсионной системы по западному образцу. «У этой системы будет две цели, — пояснил D начальник управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР Александр Бескровный. Первая — переложить социальную нагрузку с государства на работодателя и далее на работника. И вторая — обеспечить инвестирование пенсионных средств в экономику страны. Потенциально деньги в системе добровольного пенсионного обеспечения (ДПО) могут быть аккумулированы очень большие. Так, на корпоративных пенсионных счетах в США находится порядка 2 трлн долларов, на личных пенсионных счетах — почти 3 трлн».

Круто, как в Америке

Усилия ФСФР очень кстати. Любой специалист скажет, что государственная пенсия у нас составляет лишь 30% от средней заработной платы. И самое печальное, что накопительная ее часть увеличит коэффициент замещения в лучшем случае до 40%. Проще говоря, если вы высокооплачиваемый специалист, то на пенсии рискуете стать не просто бедным, а по вашим же меркам очень бедным. Если, конечно, не начнете откладывать на пенсию какими-то иными способами, однако свой личный пенсионный счет пока есть у единиц. В этих условиях самый разумный и действенный путь — стимулировать паритетные пенсионные программы. Работник отчисляет из своей зарплаты определенный процент на свой пенсионный счет, а работодатель «добавляет» ему на этот же счет оговоренную сумму — например, 50 копеек на каждый рубль. Выгода работника очевидна, для работодателя тоже есть несколько приятных моментов. Предприятие может стимулировать сотрудников, добавляя на личный пенсионный счет ценного работника определенный процент от его личных отчислений (чем лучше вы работаете, тем больше получаете), увеличивая размер отчислений в зависимости от стажа работы (чем дольше вы на данном предприятии, тем быстрее растет ваш пенсионный счет) и т. д. Идея настолько хороша, что в развитых странах ею давно пользуются: взять хотя бы разнообразные пенсионные планы вроде 401K и т. п. (см. 401К, или Как это работает в США).

По словам Бескровного, закон о ЧПС будет предусматривать привлечение в систему ДПО новых субъектов — банков, страховых компаний, а также возможность создавать корпоративные пенсионные схемы без образования юридического лица. «Это будут пенсионные планы на предприятиях, — поясняет Бескровный. — Для ведения учета обязательств и активов таких схем будут привлекаться специальные компании — администраторы пенсионных счетов. Инвестировать эти средства будут УК, а учитывать — специальные депозитарии. Ближайший аналог такой структуры — ПИФ».

«Формы пенсионных фондов при предприятиях без создания юридического лица дешевле и удобнее, чем пенсионные программы через НПФ, — одобряет планы ФСФР советник ЦРФР по развитию институтов коллективного инвестирования и сбережений граждан Александр Кузнецов. — Представьте, что предприятие хочет сделать свою пенсионную программу. Сейчас для этого нужно либо идти в НПФ, где сторонние учредители, свои правила, либо создавать свой НПФ, что дорого и сложно. Прибавим к этому низкий уровень прозрачности негосударственных фондов. По сравнению с ними ПИФ — инструмент гораздо более прозрачный и понятный. Опять же при создании пенсионной программы с помощью НПФ деньги будущих пенсионеров передаются в собственность фонда, чего не происходит в паевом фонде. В итоге предприятию зачастую проще не создавать пенсионную программу вообще, чем связываться с НПФ. Поэтому сегодня нужны механизмы, которые помогут делать это проще и дешевле: например, фонды при предприятиях без образования юридического лица либо НПФ, которые будут заниматься лишь одной частной пенсионной схемой (ЧПС), как в Голландии».

Через тернии

Первое возражение — о защищенности пенсионных денег в ЧПС (конечно, главным образом в фондах при предприятиях) — ФСФР отметает легко. В 2007 году службой должен быть подготовлен закон о компенсациях гражданам на финансовых рынках, который обеспечит участников ПИФов, НПФ и прочих структур такой же защитой от недобросовестных действий, какая уже есть у вкладчиков банков (система страхования вкладов). Вписать туда еще и пенсионные фонды при предприятиях не проблема. В этом случае для такого фонда будет действовать раздельный учет средств (какой существует сейчас в УК для паевых фондов), требования относительно состава и структуры пенсионных резервов и контроля за их размещением.

Однако есть много других вопросов, на которые в концепции закона о ЧПС ответов пока нет.

НПФ ведь не пустое образование; этот бизнес заключается как раз в том, чтобы обслуживать пенсионные накопления: собирать взносы, выбирать инвестиционные компании, контролировать их работу, вести счета будущих пенсионеров и, самое главное, платить пенсии.

«Кто будет вести пенсионные счета работников? Кто будет отвечать за саму выплату пенсий? Если работодатели, то их деятельность в этой части придется регулировать и контролировать. Если другие организации, например администраторы пенсионных счетов, то за выполнение этих функций им придется платить так же, как сейчас клиенты оплачивают услуги НПФ. Так что насколько удастся удешевить систему, пока неясно, — предостерегает заведующий сектором фонда “Бюро экономического анализа” Ростислав Кокорев. — Нужно основательно продумать, что будет происходить с таким “пенсионным фондом без образования юридического лица” в случае банкротства предприятия-спонсора. ПИФ в сходном случае передается другой управляющей компании (если найдется УК, желающая его взять). А как быть с пенсионными деньгами? Если после банкротства предприятия сотрудники разошлись по другим компаниям, то надо, по-видимому, передать их деньги в ЧПС новых работодателей, если таковые имеются. Ну а если их нет?»

Реформе пенсионной системы по западным образцам в России помешают «серые» зарплаты

«Я не вижу большой проблемы в том, как будет вестись учет пенсионных прав и производиться выплаты пенсионерам, — парирует Кузнецов. — В конце концов, учет может вести бухгалтерия, и она же в принципе способна выплачивать пенсии, переводя их на банковские счета».

Не совсем понятно, будут ли подпадать под действие закона о ЧПС и смежных законов нынешние пенсионные программы, которые создают для сотрудников крупные компании в своих пенсионных фондах. Сегодня каждый работодатель действует по своему усмотрению: кто-то заводит солидарные счета (что гораздо дешевле именных), кто-то — именные, но лишь после определенного срока работы на данном предприятии. И самое печальное: нет никаких гарантий, что, если сотрудник уволится даже после многих лет работы, он заберет накопленные с помощью работодателя деньги с собой. «Надо решить проблему с неприкосновенностью денег на именном пенсионном счете: ведь до сих пор в статье 430 ГК о договоре в пользу третьего лица есть лазейка, позволяющая так сконструировать пенсионный договор, что в случае увольнения деньги сотрудника, скопившиеся на его пенсионном счете, предприятие может забрать, — поясняет Кокорев. — Впрочем, тут есть и более общая проблема: если фонд не является юридическим лицом, то в чьей собственности будет находиться его имущество?»

Налоговые приманки

Впрочем, создать одну систему мало, надо еще привлечь в нее собственно работодателей и работников. Для этого, как планируют в ФСФР, будут введены налоговые льготы для отчислений на пенсионные счета. Предложения о льготах оформлены не в концепции закона о ЧПС, а в подготовленных депутатами Госдумы поправках в Налоговый кодекс. В этих поправках есть в числе прочего изменения в статью 236, предусматривающие освобождение от ЕСН взносов работодателя в НПФ по добровольному пенсионному обеспечению. По мнению Бескровного, этого уже достаточно, чтобы работник и работодатель были заинтересованы в пополнении добровольных пенсионных счетов. Впрочем, тут все упирается в вечного противника снижения налогов — Минфин. Предвидя его возражения, ФСФР запаслась еще одним вариантом налоговых льгот: вместе того чтобы освобождать пенсионные взносы от налогов на входе, то есть до их внесения на счет (схема ЕЕТ), освободить от налога уже накопленные пенсионные деньги на выходе (схема ТЕЕ). «Возможно, для нашего Минфина такой вариант был бы гораздо привлекательнее», — надеется Бескровный.

Но есть сомнения, что, даже построив красивую работоспособную систему ЧПС, ФСФР добьется резкого роста добровольных счетов. «Поскольку очень важно не допустить никаких скандалов при функционировании ЧПС, никакого ущемления прав работников, то в этой сфере необходимо обеспечить жесткое регулирование и контроль. Но тут мы сталкиваемся с еще одной проблемой: есть большой риск, что в этом случае мало кто из предприятий захочет создавать для своих сотрудников ЧПС. Нужны приманки для работодателей, которые сделали бы создание пенсионных программ интересным для них: например, можно обдумать вопрос о возможности солидарных счетов, разрешить период вестинга и т. д.», — рассуждает Кокорев (Система, при которой средства, начисленные на пенсионный план сотрудника компанией, переходят в полную собственность работника только после того, как он отработал на этом месте определенный срок (как правило, несколько лет)).

Ведь налоговые льготы по любой схеме выгодны лишь работникам. Предприятию же прямого резона возиться с пенсионными планами в любом виде нет. Разве что для стимулирования сотрудников, но много ли вы знаете компаний, которые зарплату платят полностью «белой», не говоря уже о соцпакетах? Все, кто хотел и мог создать пенсионную программу, уже создали ее, а сколько еще предприятий готовы подключиться к этому, никому не известно. Но другого выхода все равно нет, так что мы будем болеть «за».

ФСФР планирует, что НПФ смогут размещать не более 10% пенсионных резервов в бумаги учредителя и вкладчика, если эти бумаги включены в котировальный список А1, и не более 5%, если не включены.

У партнеров

    «D`»
    №3 (18) 5 февраля 2007
    N03 (18) 5 февраля
    Содержание:
    Калькулятор
    Точка отсчета
    Инвестиционный мониторинг
    Опыты спекулянта
    Инвестиционный мониторинг
    Персональные финансы
    Реклама