Иранский сюрприз

2 апреля 2007, 00:00

Наш фондовый рынок в первый весенний месяц совсем было растерялся, не зная, куда двигаться дальше, но в конце марта на выручку подоспели знакомые внешние факторы. 21–22 марта прошло заседание Федеральной резервной системы США (ФРС), на котором было решено оставить процентную ставку по доллару на прежнем уровне — 5,25%, а ярые оптимисты даже понадеялись на ее снижение через несколько месяцев. Одновременно российский рынок получил еще один приятный сюрприз в виде внезапно выросшей в цене нефти. Причиной резкого подорожания стало снижение запасов нефтепродуктов в США, а также намерение Ирана провести учения в Персидском заливе: воспринявшие это как намек на возможную войну участники товарного рынка начали играть на повышение. Еще одним стимулом к увеличению цен стало заявление ОПЕК о том, что добыча нефти будет сокращена членами картеля до размера квоты (до сегодняшнего момента она превышала квоту примерно на 1 млн баррелей в день). 23 марта рост цен на черное золото продолжился: в Иране были задержаны 15 британских военных моряков. Великобритания потребовала их освобождения, а мир стал следить за развитием событий и ждать резолюции Совета безопасности ООН по Ирану. Цена на нефть в последнюю пятницу марта подбиралась к отметке 69 долларов за баррель! Был и еще один фактор, повлиявший на рост российского рынка: это огромное количество денег внутри страны. По данным Центробанка, рублевые остатки на корсчетах банков в пятницу 23 марта превысили 700 млрд рублей, что стало рекордом.

Попутно многие компании отчитывались о своих результатах за 2006 год; отчетность тоже иногда служила драйвером — роста или падения.

Для акций РАО «ЕЭС России» минувшие две недели складывались удачно. Рост на 4,4% 19 марта и по 1,5–2% в последующие дни шел сначала на ожиданиях отчетности по международным стандартам (МСФО) за девять месяцев 2006 года, а потом — вопреки этой отчетности (энергохолдинг показал снижение чистой прибыли в 3,5 раза по сравнению с девятью месяцами 2005 года за отчетный период — с 11 до 3 млрд рублей). Все дело в том, что после выхода отчетности за разогрев котировок взялись два других фактора. Во-первых, 21 марта в ходе подведения итогов размещения ОГК-3 подтвердилось то, чего и ожидали участники рынка: «Норильский никель» приобрел более 30% размещения, что подразумевает его обязанность объявить оферту акционерам ОГК-3, в ходе которой бумаги будут выкуплены по цене размещения. И хотя аналитики предупредили, что выкуп акций может быть завершен лишь к началу лета, бумаги материнского для ОГК-3 РАО ЕЭС продолжили активно подниматься. Вторым фактором роста стал приближающийся совет директоров энергохолдинга (30 марта), на котором должны были быть рассмотрены вопросы по IPO ОГК-1 и ОГК-2. Попутно в прессе снова возникли слухи о вероятных покупателях допэмиссий генкомпаний — в качестве таковых назывались «Сургутнефтегаз» и традиционно «Газпром». Но главное — 30 марта совет директоров планировал рассмотреть новую возможность для акционеров холдинга. Она заключается в том, что стратегические акционеры, в чьих руках будет сосредоточено 0,1% и более бумаг РАО, смогут обменять свои пакеты акций РАО на пакеты выделяемых генкомпаний еще до окончания разделения холдинга. И хотя все эти факторы весьма косвенно могут повлиять на стоимость акций самого РАО, его бумаги устремились к высоте 35 рублей за штуку (очередной исторический максимум), этот рубеж и преодолели благополучно в пятницу 23 марта. После чего началась вполне закономерная фиксация прибыли. Однако уже через несколько дней, 29 марта, акции РАО снова одолели планку 35 рублей. Правда, уже после первого «взятия рубежа» объемы торгов заметно снизились: новая цена пока кажется чересчур высокой. Также неплохо чувствовали себя и привилегированные акции РАО ЕЭС: 19, 22 и 29 марта они прибавили соответственно по 3,8, 2,4 и 3,7%.

Частичные «виновники торжества» — бумаги ОГК-3 — между тем не спешили повторять динамику материнской компании и, показав 19 марта скачок на 4,4%, остановили рост, спокойно дождались итогов IPO и практически не отреагировали на них и на объявление оферты.

Размещение акций Сбербанка наконец-то закончилось в среду 21 марта. Бумаги крупнейшего банка страны восприняли это с облегчением: на следующий день, 22 марта, они воспарили более чем на 3% и еще на 1,7% в пятницу 23 марта. Итоги вторичного размещения (SPO) были подведены в понедельник, и тут бумаги «Сбера» медленно поползли вниз. Пока участники рынка явно не знают, что же с ними делать дальше.

Акции «Калины» отличились одним из самых заметных падений. За 22 и 23 марта ее бумаги потеряли в цене 12%, причем объемы в эти дни в десять-двенадцать раз превышали обычные. Причиной стали дурные предчувствия игроков: 26 марта должна была выйти отчетность парфюмерно-косметического концерна, и ничего хорошего от нее не ждали (см. «Флюгер», стр.24).

Акции телекомов в очередной раз получили виртуальный драйвер к росту, которым с радостью воспользовались участники рынка. В понедельник 19 марта бумаги «Уралсвязьинформа» прибавили 3,75%, «ВолгаТелекома» — 2,75%, а акции «Дальсвязи» — 1,5%. Не отставали и привилегированные бумаги: так, «префы» «Уралсвязьинформа» в этот день выросли на 3%, а «Северо-Западного телекома» — на 3,8%. В последующие дни, вплоть до 28 марта, рост телекомов продолжался. Причиной послужили заявления чиновников. 19 марта министр связи Леонид Рейман на расширенной коллегии министерства заявил, что межрегиональные компании «Связьинвеста» (МРК) будут делать ставку на предоставление услуг широкополосного доступа в интернет, а также упомянул о том, что правовая подготовка к приватизации самого «Связьинвеста» практически завершена. Он также предсказал, что доходы отрасли связи будут ежегодно увеличиваться на 25–30%. Выступавший на той же коллегии гендиректор «Связьинвеста» Александр Киселев добавил, что чистая прибыль входящих в холдинг компаний в 2007 году вырастет на 6%.

Бумаги МТС 19 марта взлетели на 4,6%, сильные движения повторялись 21 марта (+3,6%) и 22 марта (+1,2%), причем 22-го акции МТС в очередной раз вплотную подобрались к историческим максимумам, превысив отметку 259 рублей за штуку. Причиной также стала отчетность: 21 марта МТС опубликовала свои финансовые результаты за 2006 год по МСФО. Чистая прибыль по итогам года выросла на 11%, выручка — на 27%.

«Сургутнефтегаз» радовал спекулянтов скачками. Так, 20 марта его акции подешевели на 2,7%, зато на следующий день, 21 марта, подскочили на 4,5%, а 22 и 23 марта он прибавлял по 2 и 3% соответственно. (Остальные нефтяные бумаги в это время вели себя несколько скромнее).

Склонностью к резким колебаниям отличился также «Мегионнефтегаз»: котировки то поднимались на 4,5%, как 21 марта, то спускались на 2,3%, как 22-го. Но особенно примечательным стал четверг 29 марта: в этот день очередной прыжок цен (+3,3%) был подкреплен заметным объемом торгов — 11 млн против обычных 0,5–1.

«Норильский никель» держался почти все две недели на высотах, близких к максимальным. Причин тому было две: вначале главным драйвером выступали цены на никель, также державшиеся на высоте (стоимость за тонну доходила до 47 770 долларов), а когда сам никель пошел на спад, обозначился и второй драйвер — выделение энергоактивов холдинга в новую компанию под красивым названием Norilsk Power. Дело в том, что перед акционерами «Норильского никеля» появилась перспектива получить на руки бумаги выделяемого энергохолдинга, что и поддержало котировки.

Акции «Балтики» 19 марта подорожали сразу на 3,6% (на крайне малых объемах), но уже на следующий день на объемах вполне приличных (в 20 раз больше, чем в предыдущий день) скорректировались на 2% без видимых на то причин.

Изменения цен акций рассчитаны на основе котировок на ММВБ. При подготовке использованы материалы ИК БКС, ИК «Велес Капитал», ВТБ 24, ИГ «КапиталЪ», МДМ-Банка, ИК ОЛМА, Промсвязьбанка.