Налоговый практикум

Константин Илющенко
16 апреля 2007, 00:00

Если вы сдаете квартиру, но спать хотите спокойно…

Государство намерено вывести из тени доходы, получаемые россиянами от сдачи в аренду недвижимости. Эта тема обещает стать фишкой декларационной кампании 2007 года. Традиционный способ выйти из тени — заключить договор между арендодателем и арендатором и ежегодно уплачивать 13-процентный налог с дохода, который можно уменьшить документально подтвержденными затратами на ремонт и оплату коммунальных услуг.

Но закон предусматривает и другую возможность, позволяющую существенно экономить на налоговых платежах, — это регистрация арендодателя в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), ведущего так называемую упрощенную систему налогообложения. В этом случае налог составит 6% от суммы полученного («грязного») дохода. Из регулярных платежей государству также будет причитаться 150 рублей в месяц пенсионных взносов. На конкретном примере в сравнительной схеме можно увидеть явную выгоду второго способа.

Механизм регистрации ИП и расчетов с государством посредством «упрощенки» — по сравнению с классической схемой уплаты 13-процентного налога на доход — на первый взгляд выглядит муторным. Однако на каждом из этапов присутствуют помощники-посредники, способные за небольшую плату этот процесс упростить. Да и размер выгоды стоит свеч.

Итак, чтобы стать ИП, следует обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением, затем встать на учет в органы статистики, Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Все это можно сделать самостоятельно: как показывает практика, серьезных очередей в вышеупомянутых организациях в будние дни нет (за исключением последних дней в период приема налоговых деклараций и отчетов). Заявление о применении «упрощенки» в 6% с дохода следует подавать в налоговую сразу же при регистрации. ИП может работать без печати, но если есть желание ее завести, то обойдется она в 400–800 рублей в зависимости от сложности модели.

Для тех, кому важно сэкономить время, при налоговых инспекциях существуют некие «бюро добрых услуг», готовые оказать содействие. В одном из городов ближайшего Подмосковья весь пакет документов «под ключ» обошелся примерно в 2,5 тыс. рублей, включая оплату госпошлины (400 рублей).

Далее необходимо обратиться в банк для открытия расчетного счета. Рассчитываться можно и наличными, но для этого придется приобрести кассовый аппарат и поставить его на учет в налоговой инспекции. Поэтому безналичные расчеты выглядят предпочтительнее. Затраты для открытия счета состоят из оплаты услуг нотариуса, заверяющего копии документов. На это уйдет порядка 200–300 рублей. Образец подписи для банковской карточки банк заверит самостоятельно.

Обслуживание расчетных счетов во многих банках бесплатное, но в некоторых оно может стоить около 500 рублей в месяц и зависеть от оборотов по счету. Большинство банков также предоставляют бесплатно банк-клиент — систему расчетов через интернет. Снятие со счета получаемых за аренду денег обойдется от 0,5% суммы, и поинтересоваться стоимостью этой услуги будет не лишним на этапе заключения договора с банком на рассчетно-кассовое обслуживание.

А безналичными деньгами оперировать дешево: стоимость платежа составит порядка 10 рублей. Об открытии расчетного счета необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение десяти дней.

Во все время своей деятельности индивидуальный предприниматель должен вести книгу учета доходов и расходов, предварительно купив ее и зарегистрировав в налоговой инспекции. Кроме того, придется ежеквартально посещать налоговую инспекцию для подачи декларации (до 25 числа месяца, следующего за окончанием квартала, а по итогам года — до 30 апреля). В «бюро добрых услуг» такие декларации заполняют за 300 рублей в течение 15 минут. После этого следует только отдать инспектору декларационный бланк и оплатить начисленный налог и взносы в ПФР. Один раз в году придется также посетить ПФР и управление статистики для подачи несложных отчетов.

Очевидно, что становиться ИП физическому лицу, сдающему в аренду гараж за 1500 рублей, не имеет смысла, так как хлопоты и накладные расходы не будут покрываться доходами. Здесь проще платить 13-процентный налог. Но вот собственникам квартир, получающих десятки тысяч рублей, имеет смысл легализоваться за 6% в свете текущих настроений органов власти. Наличие «белых» доходов может понадобиться и впоследствии, например при получении кредита в банке. Существенным плюсом для ИП является и освобождение от налога на имущество, используемого в предпринимательской деятельности.

Основные нормативные акты для ИП:

— Налоговый кодекс РФ, глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»;

— Федеральный закон №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхо­вании».