Замануха — часть I

Генрих Эрдман
30 апреля 2007, 00:00

Чего только ни делают управляющие, чтобы привлечь в свои фонды клиентов! Оно и понятно: на рынке, где представлены около 200 игроков, всем хочется выжить, всем хочется преуспеть. Не удивлюсь, если завтра какая-то из компаний начнет ежемесячно разыгрывать холодильники и телевизоры среди своих пайщиков

Время открытых дверей

Интервальные фонды предоставляют управляющим гораздо большие возможности и полномочия в управлении активами, нежели фонды открытые. Во-первых, мы, пайщики, им не мешаем. Они без нашего брата спокойно в течение квартала, а то и полугода пытаются угнаться за рынком. Шальные домохозяйки и джентльмены удачи не мучают сотрудников бэк-офиса, управляющие не гоняют туда-сюда активы. Во-вторых, ФСФР предоставляет более лояльные правила в управлении фондами.

Год-другой назад управляющие многих компаний рассказывали о преимуществах их интервальных фондов перед открытыми, подчеркивая, что они заботятся о прибылях пайщиков. Но рынок меняется, жизнь не стоит на месте, и она же показывает, что для клиентов важнее комфорт, возможность покупать и продавать паи в любое время, нежели чуть большая доходность. И управляющие не заставили себя ждать, они стали переводить свои фонды из интервальных в открытые.

Почему-то в последнее время я стал так много слышать от тех же управляющих о преимуществах для пайщиков открытых фондов перед интервальными. Заигрывают ли они с клиентами или действительно поменяли парадигму — большой вопрос.

Фонды открытого управления

Может быть, я предвзят, но доверять управление фондом пайщикам — это все равно что разрешить гражданам нашей страны самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями. Понятно, что никто на самом деле пайщикам ничего не разрешит, что это был отличный маркетинговый ход, позволивший привлечь азартных клиентов, не более того. Но посмотрите на это с другой стороны — каков простор мысли, каков полет фантазии! Сегодня паями управляют аналитики и менеджеры, компьютерные роботы, пайщики. Завтра к ним подключатся астрологи, обезьяны с весом мозга от 3 кг 750 г, школьники, отправляющие SMS на включение в портфель фонда той или иной акции.

И, как ни странно, мне это нравится. Сам я, конечно, далек от мысли инвестирования в подобные фонды, но массы, массы… пусть приходят хоть так, через заигрывание, через игру, через маркетинговые уловки и ухищрения. Пусть ввяжутся в бой, а там, глядишь, и играть научатся.

Слишком хорошо, чтобы быть правдой

Именно так подумали некоторые читатели одного известного бизнес-журнала, когда нашли внутри его страниц подарок в виде пая фонда одной известной компании. Но были и те, кто рискнул, пошел, увидел и в конечном итоге получил. А так как рискующих среди нашего народа (как и любого другого) много, то в пункт выдачи подарков образовалась очередь, которой сказали: расходитесь, товарищи, информация преждевременная, подарками к середине следующей неделе будем баловать. И хорошо, что среди пришедших были представители СМИ, и они не только активно демонстрировали подарочные билеты персоналу компании, но еще и написали про то, как их, бедных, развели, прямо как кроликов. Давление подействовало, несколько сотрудников были уволены, а подарки к вечеру второго дня розданы. Все бы на этом и кончилось, но…

У рискующих были родственники, друзья, да и просто хорошие люди, которым они говорили: иди купи журнал, вынь билет, журнал выкинь, затем отправляйся туда, и там все дадут, и не только хлеб с маслом, но если повезет и если успеешь до полнолуния, то и с черной икрой, у них там дробление какое-то, но это не важно, главное — успей купить заветный журнал.

И народ пошел, и очередь стала большой. И с криками, и со стонами, и с руганью, и даже с драками народ пытался стать пайщиком. И те, кто пайщиком все-таки стал, а также те, кто не упал в обморок, не был уволен за прогулы, не подавился от зависти к успевшим до полнолуния, — смогли еще и озолотиться, получив в лотерейном розыгрыше от управляющей компании настоящие золотые слитки.

Так что телевизоры и микроволновки — это так себе, тьфу, мелочь…