Сейчас уже трудно найти банк, который не выдавал бы потребительские кредиты и вообще не работал бы с частными клиентами. Игроков на этом рынке становится все больше, конкуренция ужесточается. О своих планах по развитию розничного бизнеса в России заявляют крупнейшие мировые банки. Кредитный бум, прокатившись по столице и большим городам, постепенно смещается в регионы. Активизировалось государство — новые, более четкие правила игры на рынке потребкредитования должны в скором времени получить законодательное оформление. Так, с 1 июля банкам придется раскрывать клиентам эффективную ставку по кредитам. Как это нововведение повлияет на ставки по займам, какие новые продукты и сервисы предложат участники рынка потребителям, чего ожидать от прихода иностранных игроков? На эти и другие вопросы отвечал член правления Международного московского банка Эдуард Иссопов.
— Эдуард, розница — это на сегодня, пожалуй, наиболее бурно развивающееся направление банковского бизнеса. Как бы вы охарактеризовали ситуацию в данном сегменте рынка?
— На мой взгляд, есть несколько основных аспектов, которые можно отметить. Первый — это гиперконкуренция на рынке, она отражается буквально на всем.
Второй момент — качественное изменение клиента. Это происходит, конечно, не везде и, наверное, больше касается Москвы, но процесс идет и в регионах. Потребителя теперь волнуют не только ценовые условия кредита или депозита, которые у банков по многим продуктам все заметнее выравниваются. Появляется больше характеристик, на которые клиент обращает внимание при выборе банковского продукта: уровень сервиса, качество обслуживания, расположение офиса и прочие. Третий аспект — возрастающее влияние на рынок Центробанка. Регулятор все более пристально отлеживает ситуацию в рознице. Проявлением этого можно считать и обсуждение закона о потребительском кредитовании, и иски Роспотребнадзора к ряду банков относительно комиссий при выдаче кредитов, и требование ЦБ по раскрытию эффективной ставки по кредитам. Еще одна важная тенденция — появление нишевых игроков, монопродуктовых банков, которые занимаются, например, только потребкредитованием или ипотекой. Такие банки более эффективны. Специализация на каком-то определенном продукте дает возможность четко отработать бизнес-процесс, что выливается в снижение расходов.
— Иностранные банки уже давно открывают в России свои «дочки», но сейчас намечается новая тенденция: в страну идут банки, которые вы называете специализированными. Банк японского автоконцерна Toyota уже зарегистрировал свое российское подразделение, BMW Financial Services также готовится к выходу на российский рынок. Собираются начать работать в нашей стране и банки DaimlerChrysler и Ford. На ваш взгляд, как приход финансовых структур мировых автопроизводителей отразится на отечественном рынке автокредитования, стоит ли ждать революционных перемен?

— Скорее это будет эволюционный процесс. В течение двух-трех лет все крупные автопроизводители обзаведутся в России структурами, через которые они будут кредитовать покупателей своих машин. Для них кредит — это просто часть цены автомобиля, поэтому они могут предлагать займы даже по нулевой ставке. Если производитель будет субсидировать банк, то он сможет выдавать подобные кредиты. С приходом таких игроков остальные участники рынка должны будут найти для себя какие-то новые сферы применения в этом сегменте рынка, ведь нулевую ставку они перебить не смогут. Если ты не можешь играть на ценовом поле, значит, надо играть на каких-то других полях. Находясь в состоянии жесткой конкуренции с финансовыми структурами автопроизводителей, банки будут вынуждены предлагать условия, способные заинтересовать клиента не только ценой. Это могут быть какие-то дополнительные услуги. Другой путь сохранить место на рынке — сотрудничество с банками автоконцернов. Они не сумеют сразу создать собственную широкую сеть, поэтому остальные игроки смогут предложить им услуги своих отделений, например по погашению кредитов. В любом случае ставки будут снижаться, и этот процесс на руку потребителям.
— Говоря об автокредитовании, нельзя обойти проблему страхования. Сейчас у заемщика практически нет возможности выбрать страховую компанию по своему усмотрению. Банки предлагают страховщиков только из собственного списка. У некоторых банков и вовсе нет альтернативы: «Вот одна компания, не устраивает — не бери кредит». Станут ли банки предоставлять клиентам свободу выбора страховщика?
— Надо понимать, что товар должен быть застрахован, так как банк несет риски. Наверное, каждый потребитель имеет право на выбор. Мы предлагаем целый ряд компаний, через которые можно застраховать машину, но клиенты должны понять мотивы и тех банков, что предлагают для страхования одного-двух страховщиков. Есть две модели работы банка. Первая: он закладывает в процентную ставку сразу и цену страховки. Ставка по такому займу будет не 10, а 15%, но при этом расчеты банка со страховщиком уже не касаются клиента. Он получил и финансовую, и страховую услуги. Сейчас практикуется другая модель: банк лишь кредитует, а клиент выбирает, в какой компании страховаться. Но в этом случае банк должен быть уверен, что компания выполнит свои обязательства. Для этого банку надо оценить риски страховой компании, отработать механизм взаимодействия, требуется серьезная технологическая подготовка. Банки предлагают одного или двух страховщиков не потому, что между ними действуют какие-то схемы, а просто с двумя фирмами легче отработать весь механизм, чем с десятью. Это, конечно, не касается случаев, когда клиенту навязывается страховщик, аффилированный с банком. Кстати, возвращаясь к вопросу об автоконцернах, приходящих со своими банками на наш рынок, — они, скорее всего, будут предлагать комплексный продукт, когда в одном пакете потребитель получает и кредит, и страховую услугу.
— До недавних пор был настоящий бум в «магазинном» кредитовании, но сейчас банки, кажется, охладели к нему и делают ставку на кредитные карты. Можно ли говорить о том, что экспресс-займы в торговых точках — это уже вымирающий вид кредитования.
— Сложно сказать, уйдет это совсем или нет. Каждый продукт сохранит свою нишу, свою аудиторию. Конечно, многие участники рынка будут делать упор на кредитные карты, но те игроки, которые специализируются на кредитах в торговых сетях, там останутся. При этом к клиенту они будут предъявлять более жесткие требования. Некоторые уже начинают сворачивать экспресс-программы, это говорит о том, что оценка рисков в данном виде кредитования теперь рассматривается более жестко. Кроме того, на наш рынок выходят и финансовые структуры самих торговых сетей, то есть ситуация развивается, как и в автокредитовании. Конкуренция обостряется, а ставки будут снижаться.
— Вы уже сказали, что не только в Москве, но и в провинции клиенты становятся более разборчивыми. В то же время банковский сервис, как правило, в столице и в регионах заметно различается, причем не в пользу последних. В этом плане разрыв между центром и периферией будет сокращаться?
— Если мы говорим о ценах на банковские продукты, рассматривая массового клиента, риски для банка по кредитам, выданным им, выше; особенно это касается потребкредитов. Но ценовые условия в регионах, несомненно, будут стремиться к московским. Это уже происходит, у многих банков они единые. Обслуживание и сервис также должны быть у банков одинаковыми независимо от местонахождения отделения. Москвич должен приехать, например, в Ростов-на-Дону и получить там такой же уровень обслуживания и список услуг, как и в столице. Это принцип сквозного обслуживания, и в нашем банке он реализуется. Чтобы добиться успеха, нужно предлагать качество и спектр услуг на одном уровне и чутко реагировать на потребности клиентов в конкретном регионе. Например, у нас сейчас нет кредитов на покупку отечественных машин, но мы видим, что в регионах это весьма востребовано. Естественно, мы начинаем работать над внедрением такого продукта.
На рынок выходят финансовые структуры торговых сетей и автопроизводителей. В результате конкуренция обостряется, а ставки будут снижаться
Мы, кстати, очень надеемся именно на региональную сеть, которую активно развиваем. К 2008 году мы хотим иметь 122 отделения по всей стране, сейчас их 24. Во многом за счет регионов мы намерены увеличить число наших клиентов до 500 тыс. человек.
— Чем же ваш банк намерен привлечь новых клиентов?

— Мы сейчас модернизируем программу нецелевого кредитования. Мы намерены предложить потребкредиты не только в рублях, но и в долларах и евро. Срок кредитования увеличен до пяти лет. Для так называемых клиентов с улицы мы будем выдавать кредиты даже по справке о доходах в свободной форме; снижено требование по стажу на последнем месте работы с шести до четырех месяцев. Для тех, кто уже имеет в нашем банке счет или берет второй кредит, ставка будет меньше на 1%. Сейчас мы выходим на рынок с предложением кредиток с предустановленным лимитом. Их мы будем предлагать нашим «зарплатным» клиентам, вкладчикам и держателям дебетовых карт, для них ставка будет льготной — 21% в рублях. Кроме того, мы, что называется, выходим на улицу. В крупных торговых центрах в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в регионах откроем точки продаж (например, в торговых сетях), где можно будет оформить карту сразу, не приходя в офис банка. Для получения кредитного лимита до 15 тыс. рублей человеку понадобится всего лишь предъявить паспорт и еще один какой-нибудь документ, удостоверяющий личность, например права. Если человек принесет справку о доходах, то ему сразу же одобрят лимит по карте до 30 тыс. рублей. Вне зависимости от формы подтверждения доходов ставка будет составлять 24% годовых в рублях.
Если говорить о депозитах, то для держателей карт или для тех, у кого есть другие наши продукты, мы будем начислять по вкладам повышенную процентную ставку. Плюс будут введены новые комбинации депозитов — вклады с частичным снятием и пополнением средств.
Мы сейчас активно работаем над запуском так называемых индексируемых депозитов (депозит, доходность по которому привязана к изменению какого-либо индекса. — Прим. D’). Индекс будет либо на изменение валютных курсов, либо на фондовые инструменты. Этот продукт рассчитан на уже грамотного клиента, человек должен понимать, что он может получить доход, а может и не получить. Возможно, мы сначала обкатаем этот продукт в рамках программ приват-банкинга. Массовому клиенту предложим паи ПИФов. Сейчас у нас можно купить пай минимум на 1 млн рублей, но мы собираемся опустить нижний порог до отметки в 1000 рублей.
— Сейчас в банковском сообществе активно обсуждается закон о потребительском кредитовании. Может ли его принятие отразиться на условиях кредитования?
— Наверное, банк действительно должен давать клиенту больше информации, чем это делается сегодня. С этой точки зрения закон имеет благую цель. Но нельзя вводить закон, который работает односторонне. В законопроекте очень хорошо отражены права потребителя, ему дают возможность даже без штрафов вернуть кредит в течение двух недель. Но нельзя забывать, что, выдавая кредит, банк уже привлекает под него деньги, процесс возврата кредита не может быть бесплатным, потому что за привлеченные средства банк платит сам. Многие операции в банке просто не могут быть бесплатными: например, обработка и оформление кредита — эти затраты должны окупаться. Сегодня же права банков в законопроекте отражены слабо. Если закон примут в такой редакции, я думаю, это скажется и на потребителях, и на банках. Возможно, будет ужесточение требований к заемщикам, это способно привести к удорожанию банковских услуг, некоторые продукты могут стать для банков невыгодными и неинтересными. В этом случае возможно появление других продуктов, которые будут называться не потребкредитом, а как-то по-другому и формально не будут подпадать под действие закона.
— А требование Центробанка о раскрытии эффективной ставки по кредитам, на ваш взгляд, какие может спровоцировать процессы? Многие банкиры с тревогой ждут 1 июля.
— Не должно быть скрытых комиссий — с этим я согласен. Мы не боимся раскрывать эффективную ставку. Она у нас практически не отличается от номинальной. Когда все банки раскроют ставки, люди увидят, что у некоторых они неконкурентоспособны. Им нужно будет как-то выравнивать ставки, но ниже себестоимости кредита банки их не опустят. Банки несут затраты, и, чтобы браться за субсидирование продукта, нужно четко понимать, зачем это делается. Я считаю, что ниже 20–22% по потребкредитам ставку опускать нецелесообразно, это исходя из того уровня просрочки по кредитам, который есть сейчас.
— В последнее время только и идут разговоры о надвигающемся банковском кризисе, который может вызвать невозврат кредитов. Вы разделяете подобные опасения?
— Темпы просрочки, конечно, растут. Мы ее оцениваем в районе 15–17%, но все-таки я считаю, что в целом ситуация некритичная. Хотя нужно следить за изменениями, которые будут после того, как банкам придется раскрывать эффективную ставку. Дело в том, что им придется снижать ее, а значит, они не смогут покрывать просрочку прежним уровнем доходов. В таких условиях рост просроченной задолженности для многих действительно может стать серьезной проблемой. Но для этого уровень доходов должен упасть достаточно сильно. Однако в ближайшие годы, я думаю, этого не произойдет.