Конституционный суд (КС) принял постановление, существенно меняющее правила взыскания долгов с граждан, а также готовящийся порядок их банкротства. Суд разрешил обращать взыскание на любые земельные участки, за исключением тех, которые являются основным источником существования должника. До сих пор статья 446 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) делала неуязвимыми для судебных приставов земельные участки, которые не были заложены либо не использовались гражданами для предпринимательской деятельности. Это привело к тому, что кредиторы не могли добиться возврата денег от граждан, имеющих по нескольку земельных участков.
Поводом для решения КС послужили жалобы двух кредиторов — Владимира Безменова и Николая Калабуна, попросивших суд проверить конституционность этого положения статьи 446 ГПК. Первому не посчастливилось дать в долг крупную сумму (свыше 400 тыс. рублей) знакомому, который не вернул деньги. При этом районный суд принял решение взыскать необходимую сумму с должника, но на обращение взыскать долг за счет продажи принадлежащего должнику участка земли суд ответил отказом. На том же основании был отклонен иск Николая Калабуна. Ему пришлось обратиться в суд после дорожно-транспортного происшествия, в котором пострадал его автомобиль. Продажа земельного участка, принадлежащего виновнику ДТП, должна была покрыть расходы на ремонт машины Калабуна.
Решение КС не означает, что у должников будут отбирать их единственный дом. Это запрещено вторым абзацем первой части статьи 446. Но с дачей или приусадебным участком нерадивые должники могут распрощаться — при условии, если суд установит, что их земельный участок, как сказано в постановлении КС, не является «основным источником существования гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении». Юристы уверены: заемщикам теперь стоит более внимательно отнестись к исполнению своих кредитных обязательств. «Главное, что при вынесении соответствующего судебного решения оно должно быть на 100% выверено в части того, что права на жилое помещение гражданина не будут здесь затронуты. Все, что касается имущественных споров, безусловно, сложно с точки зрения фазы исполнения судебного решения. С другой стороны, возможно, такая позиция КС дисциплинирует исполнение должниками своих обязательств», — считает гендиректор компании «Бергер & партнеры» Юлия Кондратенко.