Работодателей призвали забыть о низких зарплатах

17 сентября 2007, 00:00

Зарплаты работников в России растут гораздо быстрее выручки компаний, и это негативно сказывается на их прибыли — такой вывод делают аналитики «Атона» в своем исследовании «Российский рынок труда: времена дешевой рабочей силы прошли». За последние три года реальные зарплаты в России выросли на 50%. В июне 2007-го средний оклад достиг 530 долларов, на 30% превысив уровень прошлогоднего июня. Среднестатистический россиянин получает уже около 6 тыс. долларов в год. Рост зарплат продолжится: к 2011 году среднемесячная номинальная зарплата превысит 1000 долларов. К 2010–2012 годам россияне по средним зарплатам догонят венгров и поляков, в 2014-м — португальцев. Рост зарплат при низкой производительности труда в России — проблема не только отдельных компаний, но и экономики в целом, считают эксперты. «Высокие затраты на фонд оплаты труда серьезно снижают конкурентные преимущества российского рынка и могут привести к замедлению валовой прибыли в экономике», — отмечают в «Атоне». Работодателям рассчитывать на снижение темпов роста зарплат не приходится. Низкий уровень безработицы (около 7%) и сокращение числа трудоспособного населения не позволяют сломить текущую тенденцию. Аналитики прогнозируют, что повышение зарплат опережающими темпами продолжится, если только не произойдет резкого слома тенденций, вызванного, например, скачком инфляции или снижением цен на нефть и металлы. Подготовленный компанией «Эрнст энд Янг» «Обзор заработных плат и компенсаций за 2007–2008 годы» также констатирует, что тенденция к увеличению вознаграждения всех категорий персонала прогрессирует. Изменение уровня заработных плат за последние 12 месяцев немного превысило запланированное в 2006-м повышение благодаря ожидаемому стабильному укреплению экономики и сохранению темпов роста инфляции. Наиболее значительно повысился уровень вознаграждения среди сотрудников высшего и среднего звеньев управления. В Москве рост оплаты труда больше всего отразился на ИТ-подразделениях — 23%, HR-департаментах — 18%, маркетинге — 17%. Между тем престижные юридические департаменты показали наименьшее увеличение — всего 9%.