Тратить нельзя инвестировать

Сергей Спирин
5 ноября 2007, 00:00

В сентябре нынешнего года представители Минфина заявили о намерении запустить программу «повышения финансовой грамотности населения». Пока обучение финансовым азам больше напоминает рекламу кредитных карт

Как заявляли представители Минфина, результатом реализации программы, которая стартует в 2008 году, должна стать возможность для граждан использовать всевозможные финансовые инструменты, а также принимать правильные финансовые решения.

Но уже сегодня на улицах столицы и в вагонах метро можно увидеть плакат под шапкой «Информационная программа повышения финансовой грамотности населения при поддержке Министерства финансов РФ». Как вы думаете, с чего решили начать «повышение финансовой грамотности населения» власти или те, кто прикрывается их поддержкой? С рассказа о пользе инвестиций, про вложения в ПИФы или акции? Нет, программа стартовала с призыва к населению пользоваться банковскими картами. То есть с инструмента, который стимулирует население бесконтрольно тратить деньги.

С одной стороны, пластиковая карта — вещь действительно для многих удобная, например не нужно носить с собой деньги, боясь их потери или кражи. С другой — электронные финансы нельзя пощупать руками, а тратить их психологически легче. «Пластиковая кредитная карта при этом играет двойную роль: во-первых, это снятие моральных барьеров “денежного долга” (человек не видит, сколько тратит, и при этом не нужно просить в долг), во-вторых, это последующая вынужденность труда, так как нужно заработать то, что уже потрачено», — пишут авторы монографии «Средние классы в России: экономические и социальные стратегии». Кстати, данными особенностями психологии держателей карт вовсю пользуются владельцы казино и отелей. В казино для игры выдают фишки вместо денег, а в отелях заставляют туристов для платежей использовать электронные браслеты.

Но вернемся к рекламе. На плакате изображены два молодых человека. Первый, в футболке с надписью «Наличные деньги», печально рассматривает небольшое количество вынутых из кармана денежных купюр. Над ним надпись: «Гадать, хватит ли денег, которые в данный момент есть в вашем кошельке». Второй, в футболке с надписью «Платежная карта», — с довольной физиономией и полной корзиной покупок. Над ним слова: «Или расплатиться банковской картой благодаря возможности доступа в нужный момент к своим денежным средствам*». Главный слоган: «Разница очевидна. Попробуйте сами». Слово «кредит» нигде прямо не звучит. Но мысль о том, что можно воспользоваться не только своими денежными средствами, а еще и заемными, обязательно придет после изучения сайта, ссылка на который есть на плакате (www.azbukafinansov.ru). На нем тема кредиток расцветает в полной мере. Здесь и рубрика «Часто задаваемые вопросы» (начинается с незамысловатого «Как мне оформить кредитную карту?»), и раздел «Банковские услуги» (примерно на 90% наполнен информацией о кредитках). С сайта можно прямиком перейти на ресурсы партнеров программы — платежной системы Visa и Ситибанка.

 pic_text1 Фото: Анастасия Петракова
Фото: Анастасия Петракова

Еще одна примечательная деталь. Если вы внимательно вглядитесь в плакат, то обратите внимание на звездочку, которая является сноской. На плакате она отправляет к примечанию в нижней части, где написано: «Банк может взимать комиссию за открытие карты и ведение пластикового счета». Все это в лучших традициях наших банкиров — текст размещен в углу мелким, почти нечитаемым шрифтом.

Я ничего не имею против пластиковых и даже кредитных карт. Нормальный продукт, полезный для определенной части населения. Но мне совершенно непонятно, почему коммерческий продукт, приносящий очевидную выгоду банкам и платежным системам, активно рекламируется от имени госпрограммы? Непонятно, почему программа повышения финансовой грамотности населения рекламирует продукт, стимулирующий население тратить, а не сберегать?

Вывод прост: если вы хотите повысить свою финансовую грамотность, то не стоит надеяться на государство, а лучше позаботиться об этом самостоятельно. Тогда, возможно, вы научитесь не только покупкам с помощью «пластика», но и грамотным инвестиционным решениям, позволяющим зарабатывать.