Тотальный Sale

High Life
Москва, 17.12.2007
«D`» №24 (39)
Как купить брендовые вещи за полцены? Где проходят самые знаменитые европейские шопинг-маршруты? Особенности национальных рождественских распродаж. Инструкцию для модных, но бережливых покупателей подготовил D’

Зимние распродажи не первое десятилетие являются излюбленным развлечением европейцев. Именно в это время даже самые дорогие и в обычное время пустынные бутики, не говоря уже о торговых домах и гипермаркетах, заполняются многонациональной публикой, в несколько дней сметающей все с прилавков. Витрины магазинов заклеиваются призывно пылающими лентами со словами, не нуждающимися в переводе: Sale, Schlussverkauf, Soldes, Sconti, Saldi! Смысл один: покупайте, дешево!

 

Англия: королевский выбор, доступный всем

Shop Until You Drop, что значит «Покупай, пока не упадешь» — таков девиз проводимых ежегодно в Лондоне зимних распродаж. В этом году они стартуют сразу после Рождества (28 декабря) и продлятся до 28 января. С ночи самые активные «шопоголики» уже занимают на лондонских мостовых место в чуть ли не километровых очередях, чтобы сразу после открытия магазина начать вакханалию приобретения. Ведь товар, пользующийся наиболее высоким спросом, раскупается в первые дни, а то и часы после старта распродаж. Даже бывший поставщик двора Ее Королевского Величества торговый дом Harrods буквально раздирается как туристами, так и самими лондонцами, предпочитающими в обычные дни более демократичные магазины. И хотя квартал Knightsbridge, где располагается Harrods и соседствующий с ним торговый дом Harvey Nichols, не место для экономных, но пара-тройка предновогодних дней — явное тому исключение: стоимость товара снижается в два, а то и в три раза. Тотальная распродажа вскоре сменяется более привычными 20–30-процентными скидками, которые лишь в конце января опять достигают 80%.

Не менее известна «шопоголикам» и одна из самых дорогих в мире улиц — Bond Street, на которой расположены наиболее именитые бутики: Donna Karan и Mulberry, Mikimoto и John Galliano, Pringle of Scotland и Patek Philippe, Tod’s, Cartier, Tiffany и др. Впрочем, самой популярной торговой улицей считается Oxford Street, где цены пониже, а товары попроще. Любителям побродить в поисках чего-то оригинального можно рекомендовать квартал Covent Garden с его хиппи-модой или Nigel Hall с модой свинг 1950-х и 1960-х годов.

В столице Великобритании находится более 30 тыс. торговых точек, причем почти 3 тыс. магазинов расположены в центре. Уценке подлежит практически все: от традиционного сезонного ассортимента до телевизоров, мебели и прочих предметов интерьера. Поэтому ежегодно в преддверии открытия сезона журналы и онлайн-издания публикуют настоящий путеводитель по торговым домам, бутикам и магазинам с указанием их профиля и адреса, ценовой категории, ожидаемых скидок, режима работы. С их помощью наиболее продвинутые покупатели, еще находясь дома, знают, двери какого универмага они откроют в девять часов утра 28 декабря. Высшим пилотажем считается вариант, если клиент еще до начала распродаж знает наверняка, в каком магазине на какой полке находится товар, который он намеревается приобрести. Такие мастера покупок умудряются за день обежать десяток торговых домов и бутиков, приобретя массу полезных товаров для себя и членов семьи.

При покупке товара не лишним будет знать, что часто предлагаемые известными торговыми марками высокие скидки объясняются наравне с сезонной сменой ассортимента наличием несущественных дефектов. Покупатель их может и не заметить, но эксперт-менеджер, забраковавший эту вещь, выставляет ее в дни распродаж. При такой, казалось бы, мелочи, как чуть потрепанная картонная упаковка косметики, товар удешевляется до 40%. На ярлыках или ценниках таких вещей часто стоит предупреждение: «Проданный товар обмену и возврату не подлежит». Увидя эту надпись, следует лишний раз осмотреть облюбованную вещь, дабы не разочароваться после покупки, или поинтересоваться о причине предоставленной скидки. На товар, не имеющий дефектов, даже в дни распродаж предоставляется гарантия и право обмена. Найдя же дефект или загрязнение на вещи, желательно поинтересоваться о возможности предоставления дополнительной скидки. Даже в торговых домах, не говоря уже о бутиках, на них можно рассчитывать: по усмотрению персонала скидки могут достигать 70%.

Франция: по тропам кутюрье

«Сезонные распродажи — двигатель не торговли, а туризма» — идея, зародившаяся в умах парижских чиновников, похоже, себя оправдывает. Послерождественское время, убыточное для рынка туризма в целом, обретает свою притягательность для туристов в образе акции Soldes by Paris, проводимой в этот сезон второй раз. Почти 1,5 тыс. торговых точек и 500 отелей согласились принять в ней участие. Официально зимняя парижская распродажа 2008 года начинается 9 января, но в этом году организаторами приготовлен сюрприз: с 8-го на 9-е объявлена Nuit des Soldes («Ночь распродаж») — все магазины будут работать до рассвета.

Итальянские стоковые магазины и в обычное время продают прошлогодние коллекции одежды со скидками, а в Рождество уценивают товар почти вдвое

Организаторы парижского шопинг-праздника предложили простое и доступное решение задачи ознакомить туриста и потенциального покупателя с торговыми точками города. Если, например, в Ганновере красная линия, начертанная на асфальте, служит указателем маршрута по главным достопримечательностям города, то парижские устроители составили свои пять маршрутов-линий, цвет которых говорит о той или иной тенденции моды: черная линия Chic («Шик»), пурпурная Romantique («Романтика» — мода влюбленных), оранжевая Trendy («Ультрамода» — самый последний писк), зеленая Ecobobo (мода со знаком «Био», этническая) и голубая Insolite («Необычность» — мода для веселых и «немного двинутых»). «Шикарный» маршрут пройдет через известнейший «золотой треугольник» моды Парижа: Avenue Montaigne—Avenue Champs-Elysées—Avenue George V. Дизайнерские модели известных кутюрье — Christian Dior и Hubert de Givenchy, Coco Chanel и Louis Vuitton, которые можно купить в тамошних бутиках, дороги так же, как и везде в Европе. Зато посещение легендарных мест уже доставит удовольствие от приобщения к высокой моде. Как утверждают местные жители, прелесть покупок в Париже не в их сравнительной дешевизне или относительной дороговизне, а в реальности доступа к тому, что называется эксклюзивом.

Лучший товар распродается в первые два-три дня акции, хотя скидка на него составляет всего 10–30%. Второе снижение цен (deuxième démarque) приходится на середину распродаж и составляет уже около 50%. И наконец, в конце зимней торговли наступает последняя уценка (dernière démarque) — до 70%. На товарах коллекций прошлого сезона либо имеющих небольшие дефекты обязательны этикетки с надписью soldeurs permanents, а на продукции рекламной распродажи — promotion.

Италия: в погоне за модой

Если сердце моды бьется в Париже, то ее душа, пожалуй, принадлежит Милану. Бутики Cerutti, Dolce & Gabbana, Valentino и Gianni Versace, Prada и Gianfranco Ferre с Gucci здесь можно встретить чуть ли не на каждом углу. Главное же их средоточие — в «золотом квадрате» образующих его улиц. Quadrilatero d’oro — так он звучит по-итальянски — образуют улицы: via Montenapoleone, via della Spiga, via Allessandro Manzoni и via Sant’Andrea. Правда, сами итальянцы, как, впрочем, и остальные коренные жители столиц, предпочитают «золоту и шику» центра более демократичные улицы, например Corso Buenos Aires. Исключение составляют всего два месяца в году — январь и июль. Именно тогда наряду с вездесущими туристами в «золотой квадрат» устремляются и итальянцы с хозяйственными сумками наперевес, дабы прикупить что-то haute couture по дешевке.

В период немецкой «тотальной ликвидации» в магазинах можно рассчитывать на максимальные скидки, которые достигают 70%

Распродажи осенне-зимней коллекции традиционно начинаются в первую субботу января и официально заканчиваются через 60 дней. Величину скидок регулирует магазин, за исключением случаев ограничения процента уценки от фирмы-изготовителя. Например, компания Lacoste разрешает производить уценку своих товаров не более чем на 20%.

  Фото: AP
Фото: AP

Товары итальянских дизайнеров можно купить не только в бутиках. Многие торговые марки имеют свои магазины, так называемые спаччи (spacci di fabbrica). Здесь продаются изделия из последней коллекции со скидкой 10–30%, товар с небольшим браком (скидка 30–50%), а также вещи прошлого сезона (30–75%). Огромные торговые дома — так называемые аутлет-центры (outlet centri), как правило, расположенные за городом, также весьма выгодны для покупателей. Они полностью состоят из спаччей и стоков (Stock или Stocchista). Последними называются магазины, продающие уцененный товар прошлых коллекций дизайнеров. Попавшему впервые в Милан разобраться в такой системе, а тем более найти нужный магазин непросто. Но предприимчивые итальянцы предусмотрели и эти случаи: нужно лишь обратиться в турбюро, где можно получить информацию или нанять гида.

Все стоковые магазины также проводят распродажи, еще раз и чуть ли не вдвое уценивая товар. Причин для такой кажущейся «супердешевой раздачи» две. Это и перенасыщенность европейского рынка, и перманентное стремление дизайнеров создавать все новые коллекции. В итоге покупатели предпочитают покупку прошлых сезонов. Это приводит к появлению кратковременных, буквально на один сезон, трендов. В итоге покупатели предпочитают не тратиться на скоротечное, приобретая прошлые коллекции по разумным ценам.

Германия: охотничий сезон круглый год

Германию можно по праву назвать «мамой распродаж», поскольку именно здесь в 1909 году впервые вступил в силу закон о регламенте проведения сезонной торговли по сниженным ценам. Уже в 1950-х годах в законе, направленном против недобросовестной конкуренции, были оговорены срок проведения сезонных распродаж (12 рабочих дней) и ассортимент подлежащих скидкам товаров. Впрочем, в 2004 году ограничения по срокам и ассортименту были отменены. Сегодня магазины могут не дожидаться последней недели января или июля, а самостоятельно регулировать скидки и устанавливать сроки начала и окончания распродаж. Таким образом, покупатели знают: в Германии купить со скидкой можно все. Просто нужно вовремя оказаться в правильном месте. Сами немцы это состояние поиска даже окрестили Schnaeppchenjagd, что переводится как «охота за удачной покупкой».

Продавцы теперь вправе в любое время удешевлять товар, причем срок действия этой скидки может быть произвольным. Например, Sonderangebot (особое предложение) может действовать как неделю, так и один день в неделю. Так, по пятницам в течение месяца торговый дом может предоставлять 15-процентную скидку на все позиции зимнего сезона стоимостью свыше 20 евро. Преимущества такой системы очевидны: покупателю дается уникальная возможность приобрести товар, который в другой день будет стоить дороже. Поддавшиеся искусу покупатели зачастую приобретают задешево вещи, потом оказывающиеся ненужными.

  Фото: AP
Фото: AP

Сказать, что сезонные январские и июльские распродажи полностью перестали существовать, будет неправильно. Но значимость их уменьшилась, став всего лишь заключительным аккордом перед сменой экспозиции. В эту зиму рекомендованной датой начала проведения сезонной распродажи стало 21 января. Две объявленные недели под грифом «тотальная ликвидация» — последняя возможность купить товар сезона (Schlussverkauf). Но предваряет ее рождественская распродажа: уже в конце декабря — начале января производится уценка многих вещей. Следует отметить, что и рождественскую распродажу во многих торговых сетях предваряет двухнедельный период, во время которого действуют дополнительные скидки (10–20%) для держателей дисконтных карт торгового дома или марки. Скидка может по усмотрению менеджмента магазина суммироваться с другими.

Во время проведения «тотальной ликвидации» уценивается уже весь товар (скидки от 20 до 70%). Часто так бывает, что внесезонный товар (например, часы или парфюмерия), на который действовала двухнедельная скидка, будет после окончания распродажи стоить столько же, сколько до нее. В этой ситуации даже самые отъявленные противники шопинга заметно активизируются, понимая, что, не сходив за покупками, им придется позже переплачивать.

Наиболее предпочитаемыми коренным населением для совершения покупок местами считаются Мюнхен, Гамбург и Дюссельдорф. Как и в Париже, в Мюнхене существует свой «золотой треугольник», правда, называемый более прагматично — «толстый кошелек». Это пешеходная зона в самом центре города, берущая начало от городской ратуши на площади Marienplatz и тянущаяся до Odeonsplatz. Как и на не менее известной Maximilianstrasse, предлагаемые на продажу товары отбирались, казалось бы, по принципу «самое дорогое». Такого же статуса товары можно приобрести в гамбургском Alsterhaus и примыкающих к этому торговому дому переулочках с несчетным количеством бутиков. Но истинной Меккой высокой моды Германии считается все же столица Северной Рейн-Вестфалии Дюссельдорф. Улица Konigsallee, или просто Ko, принадлежит к самым дорогим улицам континента, сплошь состоя из бутиков Hugo Boss и Aigner, Escada и Kenzo, Joop и Jil Sander, Karl Lagerfeld и Calvin Klein. Тем же, кто не гонится за высокой модой и не стремится поразить дорогим эксклюзивом сотрудников и друзей, а желает просто хорошо и с пользой провести время в одном из немецких городов, совершив в свободное время несколько покупок, можно смело рекомендовать и другие города. Например, Франкфурт-на-Майне с его торговой улицей Zeil, которую посещают полмиллиона человек ежедневно. Или Штутгарт с самым большим после лондонского Harrods торговым домом Breuninger и улицей Koenigstrasse, считающейся самой длинной в Германии.

Инструкция для «шопоголиков»

Несколько практических советов тем, кто планирует совершить шопинг в других странах:

— иметь предварительный список того, что собираетесь приобрести, дабы не поддаться спонтанным покупкам ненужных вам вещей;

— иметь предварительное представление о том, какой торговый дом, бутик или торговая марка наиболее соответствует вашим запросам и возможностям. Это поможет избежать бесцельного плутания часами по этажам магазинов, в которых в конечном счете вы ничего не купите, поскольку «все было не то, что надо»;

— знать хотя бы несколько необходимых для коммуникации в магазине фраз на языке страны, которую вы собираетесь посетить;

— иметь при себе калькулятор, чтобы иметь возможность ориентироваться в стоимости товара в собственной валюте;

— предварительно осведомиться, каков допустимый вес багажа и ручной клади в авиакомпании, которой летите, чтобы не пришлось на обратном пути дополнительно оплачивать перевес, который в конечном счете может существенно уменьшить выгоду от приобретения товаров;

— предварительно получить информацию о любых ограничениях вывоза и ввоза товаров, чтобы не пришлось оплачивать пошлину за превышение допускаемого к вывозу/ввозу количества товаров. В частности, по российскому законодательству физические лица, прибывающие из-за границы, могут беспошлинно ввозить товары для личного пользования стоимостью до 65 тыс. рублей и/или общим весом до 35 кг. В случае превышения этих норм (при условии, что общая стоимость и/или общий вес ввозимых товаров не больше 650 тыс. рублей и 200 кг) к той части товаров, которая превышает установленные нормы, применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг;

— заплаченная вами за товар сумма включает налог на добавленную стоимость. Вы имеете право получить этот налог обратно (от 7 до 21% в зависимости от страны) при выезде из страны, входящей в Евросоюз, если приобретали товар в сети, входящей в систему Tax Free Shopping (TFS). В магазине вы получите у продавца Tax-Free Cheque где указаны товары, купленные вами, и сумма, подлежащая возврату. В больших магазинах вы можете получить Tax-Free Cheque, как правило, только в центральной кассе или бюро обслуживания покупателей. Вместе с Tax-Free Cheque вы всегда должны получать список Tax-Free бюро для возврата наличными налога на добавленную стоимость.

У партнеров

    «D`»
    №24 (39) 17 декабря 2007
    N24 (39) 17 декабря
    Содержание:
    Калькулятор
    Инвестиционный мониторинг
    Персональные финансы
    Финансовая независимость
    Реклама