Наглядные пособия по биржевой игре

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы журнала «Эксперт»
14 января 2008, 00:00

Обзор четырех художественных фильмов про биржевую торговлю, ее темные и светлые стороны

 «Аферист» (Rogue Trader): как проиграть много денег

 pic_text1

Жанр: драма, 1999 г.

В главной роли: Эван Макгрегор

Известнейший фильм о Нике Лисоне (см. «Что сказал Ник Лисон» D №22 от 19 ноября 2007 года). Отличный пример того, что бывает с игроками, которые не фиксируют убыток, а позволяют ему расти, не контролируют размер позиции и не торгуют по системе. История проста: подчиненная Лисона, начинающий трейдер, допустила ошибку (купила фьючерсы вместо того, чтобы продать). Кстати, во всех четырех фильмах о бирже показана эпоха голосовых торгов, которые выглядят в сравнении с торговлей через интернет настоящим сумасшествием. Но не надо думать, что ошибки трейдеров ушли в прошлое: до сих пор некоторые игроки промышляют тем, что «ловят» ошибочные заявки.

Вместо того чтобы списать убыток, Лисон завел специальный счет и решил отыграться. После нескольких неудач ему это удалось, и на радостях он пообещал себе, что с отыгрыванием убытков покончено. Но уже после следующих потерь «счет ошибок» был снова активирован, и тут Лисону перестало везти. Финал поистине ужасен: банк, на чьи деньги Лисон играл, обанкротился и был продан за символическую сумму 1 фунт, а сам Лисон оказался в тюрьме.

Драматизма добавляет, во-первых, огромный размер убытков, понесенных банком Barings из-за аферы своего горе-трейдера (около 1 млрд фунтов), а во-вторых, тот факт, что все показанное в фильме произошло на самом деле. Пересматривать «Афериста» время от времени полезно всем трейдерам, а особенно тем, кто считает себя везучим. Фразу главного героя «с рынком нельзя бороться» можно назвать лучшей мантрой для биржевых спекулянтов.

Очень въедливые зрители смогут увидеть в «Аферисте» описание истоков сегодняшнего кризиса ликвидности. Barings не мог оценить реальный риск операций Лисона, а видел лишь то, что трейдер хотел ему показать (да и не очень-то хотел докопаться до сути). Более десяти лет спустя крупнейшие инвестиционные банки списали огромные убытки по ипотечным облигациям и все из-за неверной оценки рисков (а может быть, так же, как и Лисон когда-то, покупатели этих облигаций надеялись, что им повезет).

«Уолл-стрит» (Wall Street): что такое фундаментальный подход к выбору акций

 pic_text2

Жанр: драма, 1987 г.

В ролях: Чарли Шин, Майкл Дуглас

Если «Аферист» — рассказ о нелегкой судьбе внутридневного трейдера, то «Уолл-стрит» повествует о более долгосрочных инвестициях. Не особо удачливый трейдер попадает в команду инвестора-легенды — миллиардера Гекко, и тот начинает учить помощника своим «секретам мастерства», попутно проворачивая с его помощью собственные сделки. Пикантность ситуации в том, что практически все «гениальные» инвестиции Гекко — плод инсайдерской информации, приправленной искусной биржевой игрой (без манипулирования ценами при этом, разумеется, не обходится). Впрочем, цель Гекко — не только заработать на разнице цен акций, но и получить контроль над компаниями, чтобы потом дробить и распродавать их активы так, как ему выгодно. Остановить Гекко можно, только заручившись поддержкой другого крупного инвестора (более благородного, то есть готового вкладываться в развитие компаний) и миноритариев. Ощущение остается не очень приятное: либо ты бедный трейдер или инвестор, который бессильно наблюдает за битвой гигантов (и вызванными ею скачками котировок), либо ты богатый трейдер и находишься под наблюдением спецслужб (а то и уже под следствием).

Впрочем, российские зрители пока могут воспринимать «Уолл-стрит» как прекрасную, но далекую картину фондового рынка, на котором есть закон об инсайде и манипулировании ценами, а права миноритарных акционеров защищены так же твердо, как и права акционеров мажоритарных.

«Бойлерная» (Boiler Room): почему опасно вкладывать в неизвестные компании

 pic_text3

Жанр: бизнес-боевик, 2000 г.

В ролях: Джованни Рибизи, Вин Дизель

Этот фильм — не только отличное пособие для сейлзов, но и грозное предостережение тем, кто надеется заработать чудо-доходность на акциях никому неизвестной, но якобы перспективной компании.

Герой работает в малоизвестной брокерской компании, его цель — по телефону уговорить потенциального клиента на покупку акций некой маленькой фирмы (а проще говоря, впарить эти акции как можно большему числу людей). Плата за «раскручивание» акций и составляет основной доход его работодателя. Заканчивается все так же плохо, как и в предыдущих «Аферисте» и «Уолл-стрит»: управление по рынку ценных бумаг не в состоянии справиться с брокерами, за дело берется ФБР, дальше — сбор информации и аресты.

Нас как инвесторов больше должна заинтересовать судьба не главного героя, а второстепенного персонажа по имени Гарри. Он один из тех, кому брокер всучил акции компании-«пустышки». Начинает Гарри с маленьких сумм, но при падении котировок вместо того, чтобы продать бумаги, поддается на уговоры брокера и докупает еще и еще, потратив в итоге на сомнительные акции все семейные сбережения. Даже странно, насколько неосторожен может быть человек в отношении собственных денег. Извлекаемые уроки довольно просты: не только доверять брокеру, но и проверять, что же такое он вам порекомендовал купить, и не спускать все свои деньги на рискованные инвестиции. Впрочем, женщины и так все это знают; явную пользу из «Бойлерной» извлекут только мужчины. Не зря начальник наставляет главного героя: «Мы не продаем акции женщинам — они задают слишком много вопросов».

«Поменяться местами» (Trading Places): секреты успеха в биржевой торговле

 pic_text4

Жанр: рождественская комедия, 1983 г.

В ролях: Эдди Мерфи, Денхолм Элиотт

Единственный из четырех рассмотренных нами фильмов о торговле ценными бумагами, имеющий хеппи-энд. Герои не сели в тюрьму и не разорились, а, напротив, весьма удачно провернули операцию на рынке товарных деривативов. Впрочем, счастливый конец объясняется не чем иным, как ранним годом выпуска фильма — 1983-м. Тогда рынок деривативов, видимо, считался простым и легким способом обогатиться (этот миф позже развенчан в «Аферисте»), а инсайд, которым воспользовались герои, — недоказуемым и ненаказуемым баловством.

Эдди Мерфи по ходу действия объясняет суть рынка фьючерсов (это все равно что ставки у букмекеров) и озвучивает классическую идею о том, что биржевыми игроками движут страх и жадность (в канун Рождества на падающем рынке, говорит его герой, трейдеры будут продавать, чтобы спасти хоть часть вложенных денег и купить подарки). Благодаря этой здравой мысли он якобы зарабатывает прибыль на первой же сделке. Увы, сегодня даже начинающий клиент «народных» брокеров с минимальным размером счета знает: самое важное — понимать, когда именно все «боящиеся» заканчивают продавать, а все «жадные» покупать. А вот как искать точку входа в рынок (и выхода из него), в «Поменяться местами» не сообщается.

Кроме того, на периферии сознания остается неявно выраженная идея о том, что на бирже все решается наличием инсайда. Либо он у тебя есть — и ты срываешь куш, либо его нет — и ты проигрываешь. Для российского рынка до сих пор весьма актуальная мысль.

Фото: Richard Corman / Corbis / РФГ