Подход к оценке стоимости банка по величине его капитала выглядит простым и логичным, но для компаний из других отраслей он широко не применяется. Однако любое предприятие также имеет фактическую стоимость, другое дело, что оценить его сложнее, чем денежный мешок. Но если собственник вдруг решит закрыть бизнес и продаст все имущество, рассчитается по долгам, то он получит вполне определенную сумму, а это и есть текущая стоимость компании. Причем ее легко вычислить из бухгалтерского баланса. Для этого необходимо из активов компании вычесть ее задолженность. В результате мы получим балансовую стоимость предприятия (Price to Book — PB), и если данные относительно достоверны, заверены аудиторами, переоценка имущества производится регулярно, то балансовая стоимость близка к реальной.
Бенджамин Грэхем, который считается отцом фундаментального анализа акций, утверждал, что инвесторы должны делать акцент на бумаги, которые имеют курс ниже, чем балансовая стоимость компании (PB < 1), или очень близки к ней, но не превышают ее более чем на 30%. Стратегия покупки актива дешевле его реальной стоимости действительно кажется беспроигрышной. Еще несколько лет назад в России таких акций было очень много.
Например, посмотрев на баланс «Газпрома» за 1998 год, можно увидеть его стоимость $20 млрд, но его капитализация в 1999-м колебалась в пределах $3–5 млрд. Биржа оценивала компанию намного дешевле ее физической стоимости.
Коэффициент PB для «ЛУКойла» в 2002 году был равен 0,6, в 2003-м — 0,74, в 2004-м — 0,87. Золотая жила для инвестора!
В 2005 году сильный рост российского рынка акций сделал свое дело, и халява закончилась. Для «ЛУКойла» PB сейчас выше 1,5. Поэтому, когда раньше говорили о недооцененности российских акций, имелось в виду несоответствие биржевых цен и реальной стоимости компании.
Впрочем, бумаги, чья стоимость ниже балансовой, существуют и сейчас, но речь идет уже не о «голубых фишках». По эмитентам, акции которых приведены в таблице, необходимо проводить дополнительный анализ их деятельности и после этого принимать решение — покупать или воздержаться.
Также метод оценки по балансу сложно применить, например, к IT-компаниям. Недавно Microsoft почти в $45 млрд оценил Yahoo!, у которой PB = 4,4. Ценность компании составляют технологии и кадры, они приносят прибыль Yahoo! около $650 млн в год.
Тем не менее обращаться к классике фундаментального анализа по-прежнему заманчиво. Во всяком случае, Уоррен Баффет, один из богатейших людей в мире, считает себя последователем Грэхема.