В январе умер легендарный шахматист Бобби Фишер, оставив после себя более $2 млн. На наследство претендуют гражданская жена Фишера, его семилетняя дочь, живущая на Филиппинах, а также другие родственники шахматного короля. Кто и какую долю получит неизвестно, но без судебных разбирательств, видимо, не обойдется. В России после смерти известных актеров, художников, певцов, накопивших при жизни значительный капитал, споры между наследниками в судах также не редкость. Да что там элита. Даже за весьма скромное наследство родственники умерших устраивают настоящие битвы. «Кто-то борется за квартиру, кто-то за земельный участок, другие делят деньги, наследники могут даже из-за старого автомобиля судиться. Таких случаев в моей практике сотни, — жалуется мне знакомый юрисконсульт. — При этом проблем с наследованием можно было бы избежать, если бы люди правильно оформили завещание». Но большинство из нас мысль о возможной кончине отгоняют, по-разному оправдывая свое бездействие, например словами «я еще молод и со мной ничего не случится». В результате же супруги остаются без крыши над головой, дети получают далеко не все, что хотел оставить им их отец, а близкие родственники, еще вчера относившиеся друг к другу весьма трепетно, сегодня судятся друг с другом, стремясь отвоевать часть наследства.
«В СССР практики составления завещаний не было по той простой причине, что собственности или значительных накоплений большинство граждан не имело. Сейчас личные активы населения выросли — это могут быть и деньги, и недвижимость, и бизнес. Но психология осталась прежняя: немногие задумываются о том, кто и как будет наследовать. Отсюда большое количество судебных тяжб по таким делам», — объясняет начальник юридического отдела компании «BKR Интерком-аудит» Татьяна Залунина. Правда, у ее коллег есть иная точка зрения. «Сегодня редко кто не задумывается о передаче своего имущества по наследству. Многие занимаются подготовкой такой передачи, особенно это актуально для людей, которые связаны с финансами, бизнесом, причем это люди не только пенсионного возраста, но и молодые, те, кто вступает в брак или отправляет детей учиться за границу», — говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Николаев, Гребельский и партнеры» Александр Гребельский. Впрочем, и он видит серьезные пробелы в правовой грамотности граждан: «Бывает, что и люди, которых можно отнести к среднему классу или элите общества, не успевают позаботиться о своем наследстве. Это в первую очередь касается бизнесменов первой волны, сделавших капитал в начале 1990-х годов. Руководствуясь принципом “после нас хоть потоп”, они умирали, не успев оформить завещание. А за оставшиеся после них активы — недвижимость, деньги, бизнес — начиналась война среди родственников». Но еще чаще споры возникают, как ни странно, там, где и делить особо нечего, когда в завещании фигурирует один актив или квартира. «Поэтому не важно — 100 тыс. руб. у вас на счете и квартира или несколько миллионов долларов и недвижимость за границей. Если вы хотите, чтобы ваши родные чувствовали себя защищенными и получили все то, что вы тяжелым трудом заработали, постарайтесь оформить право на наследование должным образом», — советуют юристы.
Наследственный практикум
Завещать можно любое имущество: и то, которое уже есть, и то которого еще нет, но будет приобретено в будущем. «При этом завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников и даже лишить наследства», — объясняет управляющий партнер компании «2К аудит — деловые консультации» Иван Андриевский. Завещание должно быть составлено в письменной форме и заверено нотариусом. При этом лучше заранее определить, кому и что достанется. По словам экспертов, в тех случаях, когда имеется несколько наследников, а в завещании не обозначено, кому какие активы отходят, начинаются споры. «Проблемы возникают, когда неделимая вещь завещана сразу нескольким наследникам. Здесь выход — полюбовно договориться: либо определить порядок пользования (если это возможно), либо продать и вырученные деньги поделить между всеми наследниками в соответствии с долей каждого. Если договориться не удастся, уже суд должен определить, как поделить имущество. Но ту же машину нельзя разделить по долям: отдать одному колеса, другому — мотор, третьему — все остальное.
Часто возникают спорные моменты и с недвижимостью, к примеру, если однокомнатная квартира делится между двумя-тремя наследниками», — делится опытом Татьяна Залунина. Более того, следует быть готовым в таких ситуациях к затяжным «войнам». «Наследование выгодно, когда можно получить по наследству значительную часть имущества, скажем, половину двухкомнатной квартиры. В этом случае можно определить порядок пользования этим помещением, выделив по комнате, которая сама по себе является самостоятельным объектом. А если мы говорим об 1/3 в “однушке”, то определить порядок пользования не удастся. Сейчас зачастую подобные ситуации люди оборачивают в свою пользу — полностью захватывая такие квартиры. У наследников 1/3 части или людей, купивших такую долю, есть право проживания в этой квартире, причем выселить их не представляется возможным. Они просто создают невыносимые условия для проживания остальным собственникам, заставляя их продавать свои доли за бесценок», — рассказывает Александр Гребельский.
Но даже оставленное завещание не гарантирует, что имущество, оставленное вами указанному лицу, полностью перейдет именно ему в полном объеме. Все дело в так называемой обязательной доле, когда некоторые категории граждан претендуют на часть наследства вне зависимости от содержания завещания. «К ним относятся несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг(а) и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы. Независимо от содержания завещания они получат не менее половины доли, которая каждому из них причиталась бы при наследовании по закону», — объясняет руководитель юридического отдела ГК «Градиент альфа» Константин Проничев. «Если у наследодателя есть нетрудоспособный брат, который находился у него на иждивении, а также двое несовершеннолетних детей, то дом, который он оставляет в наследство, будет поделен между наследниками следующим образом: брат имеет право не менее чем на половину доли, а оставшуюся половину наследуют дети (по 1/4). При этом брат даже может через суд отсудить и больше чем половину, поскольку 50% дома — минимум, который должен быть ему обеспечен», — приводит пример партнер юридической фирмы «Мегаполис лигал» Елена Лебедева.
«Если завещания не было, многие наследники недовольны, но еще больше они недовольны, когда завещание есть», — отмечают юристы. В этом случае родственники (имеющие право на наследование по закону) через суд стараются добиться признания завещания недействительным. Основанием может служить неспособность стороной, его составившей, понимать значение своих действий (чаще всего речь идет о пожилых завещателях либо о людях, страдавших каким-либо заболеванием в предсмертный период). Вторая мотивировка — подделка завещания, но сегодня она встречается редко.
Проблемы с вступлением в наследство и получением доли возникают и по причине низкой квалификации нотариусов. «Они зачастую не знают, как делить те же паи, акции, бизнес и прочие активы. А если среди наследников есть несовершеннолетний, которому завещан бизнес, то нотариус, скорее всего, не будет знать, что делать. Поэтому многие и стремятся вкладывать средства в недвижимость — это более простой и понятный инструмент», — объясняет Александр Гребельский. Закон позволяет использовать различные лазейки, чтобы отчуждать наследственное имущество. Характерный случай: супругами в браке приобретается дом или квартира, причем покупка и владение записывается на жену. В соответствии с законом 50% совместно нажитого имущества принадлежит супругу. В случае смерти мужа, пока не произошло выделение доли покойного, у жены есть возможность продать эту недвижимость совершенно свободно, после чего супружескую долю выделить нельзя. Нотариус не будет следить за этими процессами, это могут сделать сами наследники: проконтролировать, чтобы та доля, которая им положена по завещанию, перешла к ним. Если ситуация грозит потерей доли наследства, лучше обратиться к юристам. «Мы в таких случаях сразу подаем нотариусу заявление о выделении супружеской доли, а если этого не удается сделать нотариально, обращаемся в органы регистрации прав на недвижимое имущество с информационным сообщением о предотвращении сделки купли-продажи. Или просим регистрирующие органы известить покупателя такого жилья о возможности оспаривания сделки наследниками. Если квартира все же продана, подаем иск в суд о взыскании доли (в денежном эквиваленте), доказывая факт необоснованного обогащения продавца», — рассказывает Александр Гребельский.
Самый проблемный с точки зрения наследования актив — бизнес. Дело в том, что наследники вступают в права через полгода после смерти завещателя. В течение этого времени нотариус определяет круг наследников и их доли. По закону нотариус должен назначить управляющего компанией, но так происходит далеко не всегда. Тогда, например, гендиректор или второй акционер получает право на единоличное управление компанией, после чего он выводит активы, а предприятие просто разоряется. Основная задача наследников на шестимесячный период — подобрать и назначить компетентного управляющего. Но за действиями последнего нужно следить. «Заявить кандидатуру управляющего может любой наследник — в этом случае высоки шансы, что управляющий будет действовать в интересах именно этого наследника. К примеру, специально банкротить предприятие или выводить активы. Остальные наследники придут к разбитому корыту», — делится опытом один из экспертов.
Защита от нежелательных наследников
Различные лазейки в законодательстве, позволяющие оспорить завещание или получить долю по закону (несмотря на волю завещателя), заставляют искать иные способы передачи накоплений наследникам. Максимальную защиту своим активам как при жизни, так и после смерти обеспечат трасты и семейные фонды. История трастов началась еще в Средние века, когда рыцари, уходя в крестовые походы, оставляли все свое имущество священникам. Последние в случае смерти рыцаря должны были передать его имущество и богатства наследникам. Такое вот «доверительное управление» избавляло наследников и от налогов, которые они должны были бы заплатить в казну короля. «Если активы находятся за рубежом, налоговый аспект и сегодня один из определяющих при учреждении фонда или траста», — считает управляющий директор K&S Capital Management Олег Капитонов. При переводе активов в траст собственник передает свое имущество в управление, но при этом остается бенефициаром. Де-юре он перестает быть собственником переданных в траст активов, но де-факто остается им. В уставе траста подробно описывается процедура управления им, а также права бенефициара. «Последний может получать доход с капитала с той периодичностью, которая заранее установлена. Можно обозначить, кто и в каких долях будет владеть активами, находящимися в трастовом управлении после смерти бенефициара», — объясняет Евгений Тарасов, директор департамента по управлению частным капиталом Юниаструм банка. Кроме того, траст позволяет защитить капитал: поскольку имущество не находится в собственности ни учредителя, ни бенефициаров, то их кредиторы не могут обратить на это имущество взыскание по их долгам. Помимо этого траст выполняет и «завещательную» функцию, то есть обеспечивает посмертную передачу имущества в соответствии с пожеланиями учредителя. При этом формально это имущество не входит в наследственную массу, поэтому к нему неприменимы правила относительно обязательной доли в наследстве. «Например, нетрудоспособные дети покойного учредителя траста (фонда) могут остаться ни с чем, если сам учредитель того пожелает», — объясняет преимущества траста старший юрист международной консалтинговой компании Roche & Duffay Сергей Будылин. Трасты удобно использовать, если владелец хочет разделить состояние между несколькими наследниками. Если у него было три жены и несколько детей, то он сможет передать им через траст долю своих активов, при этом никто из них не будет знать о «конкурентах» на наследство. При обычном завещании это невозможно. Кроме того, можно быть уверенным, что наследники даже в случае разногласий между собой не смогут разрушить бизнес, создаваемый вами годами. «Вы можете прописать, что и кому достанется, в какой пропорции и даже на каких условиях. Если вы опасаетесь, что дети или супруга после смерти пустят ваше накопленное годами состояние на ветер за короткий срок, можете определить выплату им определенных сумм на обучение и расходы», — советует Олег Капитонов.
Помимо защиты воли завещателя и самих активов есть у трастов еще ряд преимуществ по сравнению с обычным завещанием. Наследники после смерти бенефициара будут освобождены от налога, который в ряде стран достигает 40%. Налог платится в том случае, когда бенефициар получает деньги из траста в виде прибыли или дивидендов, но даже здесь остаются схемы, которые позволяют этого не делать.
Впрочем, определенные риски при передаче своих активов в трастовое управление есть. Для того чтобы обезопасить себя от каких-либо проблем, желательно прописать в трастовом соглашении и функции протектора, который будет контролировать выполнение воли бенефициара. Кроме того, следует оформлять траст в той юрисдикции, где деятельность доверителя лицензируется, например на Кипре или Гернси. В ряде других популярных юрисдикциях, например в Джерси, лицензирования нет. «Как правило, в таких юрисдикциях клиенту предлагают самому через местную компанию стать доверителем, чтобы снизить риски возможных злоупотреблений, однако в этом случае велик риск признания траста притворным. Также не решается вопрос с наследованием, так как наследники, по сути, будут иметь отношения не с доверителем, а с номинальным акционером компании», — объясняет директор UFG Family Office Дмитрий Кленов. Не всегда стоит переводить в трасты деньги, находящиеся на счетах в российских банках, так как местное законодательство не дает возможности активно инвестировать эти средства. Фонды (foundations) фактически представляют собой аналог трастов. Разница в том, что они являются юридическим лицом. Фонды чаще распространены в континентальной Европе, тогда как трасты — в странах с англо-саксонским правом. Создание фонда или траста обойдется в сумму от $20 тыс. или фунтов стерлингов, а ежегодные затраты бенефициара по управлению фондом — от $10 тыс. Трасты и фонды больше подходят для обладателей значительных капиталов. «Если же речь идет о сумме до 1–2 млн, то здесь к услугам российских граждан обычные офшорные компании и счета. Вы просто переводите средства на счета офшорных фирм, владельцами которых записаны вы и ваши дети (которым вы хотите завещать средства)», — советует Евгений Тарасов. А при наличии счета в Сбербанке и квартиры (дома) и при одном наследнике лучше вообще написать обычное завещание.