От «Фантома» до «Нано»

Жанна Зигманн
24 марта 2008, 00:00

Самые громкие премьеры Женевского автосалона

Организованный впервые в 1905 году как выставка автомобилей и велосипедов, Международный автосалон в Женеве стал со временем престижнейшей и одной из самых посещаемых европейских автомобильных выставок. Женева первая открывает автомобильный год, задавая основные тенденции в автоиндустрии и давая возможность автолюбителям присмотреться к самым горячим новинкам года. И на этот раз на неизменно богатом на события автосалоне было около 130 премьер. Какие модели смогли больше всего заинтересовать как специалистов, так и автолюбителей, выяснял D’.

Престиж и традиции

Начнем, пожалуй, с авто, которыми может побаловать себя не каждый, — с люксовых моделей. Их и машиной-то трудно назвать, это скорее произведение искусства. Приятно удивил концерн Rolls-Royce, интегрировавшийся в BMW и представивший роскошное двухдверное купе Phantom Drophead Coupe, выполненное на платформе 101EX из сверхлегкого алюминия. Машина обладает недюжинной мощностью 460 л. с., выдаваемых 6,75-литровым двигателем. Шеф-дизайнер Ян Кэмерон утверждает: «Phantom предназначен для так называемых поездок для удовольствия, когда ты сам за рулем и каждая деталь автомобиля создает это удовольствие». Кроме завидной мощности в купе масса встроенных приятных мелочей. Чего только стоят сотни рассыпанных по обшивке крыши салона LED-лампочек, создающих эффект мерцающего ночного неба (Night Sky). Да и акустика благодаря установленной 420-ваттной аудиосистеме с 15 стереодинамиками, двумя сабвуферами (Subwoofer) и iPod-подключением тоже на высоте. Стоит сие удовольствие около €445 тыс. Последней новостью салона стало неожиданное даже для концерна сообщение о том, что все 200 запланированных к выпуску в текущем году экземпляров данной модели уже проданы.

Цена имеет значение — индийские производители из Tata представили хэтчбек Nano за €1740
 pic_text1

Серию люксовых ретромобилей дополняет прославленный Maybach со своей премьерой — Maybach 62 Landaulet. В отличие от Phantom Drophead этот лимузин не предназначен для личного управления, идеально подходя для звезд, вывозимых на променад. Конструкция кузова-ландо позволяет открывать матерчатую крышу только над задними сиденьями, она складывается за их спинками. Передняя водительская часть остается закрытой. Выдающий 612 «лошадей» 6-литровый двигатель позволяет разогнать белоснежный корабль на колесах до 250 км/ч. Однако автомобилю за €900 тыс., предназначенному для светских раутов, это, скорее всего, не потребуется. Начало производства лимузинов назначено на осень 2008 года.

Проблема экологичности полностью завладела умами автопроизводителей. Этот тренд учитывают даже при создании спорткаров

Один из основных трендов последних лет на любой из автовыставок — экологичность. Не обошел он стороной и Женеву, и самые дорогие авто. Легенда автомобилестроения — британская компания Morgan Motor Company — выкатила на помост автосалона родстер с красноречивым названием LifeCar. Спортивное купе, выполненное в традиционном для компании ретродизайне 1930-х годов, работает на водородном двигателе. Машина разработана совместно с компаниями Oscar Automotive и QinetiQ, Крэнфилдским и Оксфордским университетами, германским инженерным холдингом Linde AG. У автомобиля нет привычной тормозной системы, вместо нее установлены четыре электромотора, которые совместно с электрогенераторами выполняют функцию торможения. Создатели продемонстрировали всем: автомобиль может обладать нулевым показателем выбросов вредных веществ в атмосферу. То, что называется привычным словом «выхлоп», в данном случае является обычной водой. Максимальная скорость прогулочного по стилю и революционного по содержанию автомобиля составляет 137 км/ч, скорость 100 км/ч LifeСar достигает за 7 сек.

Экология мощности

 pic_text2

Новые экологические стандарты не помеха и спорткарам, для которых мощность мотора один из наиболее важных показателей. Это наглядно продемонстрировала шведская фирма Koenigsegg. Представленный экологически чистый спорткар CCXR с работающим на этаноле (E85 и E100) 4,8-литровым двигателем имеет мощность аж 1018 л. с. при космическом крутящем моменте 1060 Нм! Впрочем, автомобиль можно заправлять и традиционным бензином, и даже смесью того и другого. Максимальная скорость болида с турбонагнетателем составит 410 км/ч, а разгоняется он за 2,9 сек. до 100 км/ч и до 200 км/ч за 8,75 сек. Выпуск шести экземпляров, конечно, с трудом подходит под определение серийного производства, однако и круг покупателей подобных машин весьма ограничен. Ведь далеко не каждый готов выложить за эту игрушку €1,5 млн.

Не меньшее удовольствие от гонок, причем за намного меньшие деньги, можно получить, приобретя спорткар от Lotus Engineering. Трудолюбивые британцы приготовили к Женевскому салону серию новинок: Europa S (запуск в производство в июле 2008 года — 225 л. с.; стоимость — от €45 тыс.), Elise R (190 л. с.; от €41 тыс.) — мечта гонщиков-любителей, а также подарок всем «зеленым» — экологически чистый спорткар Exige 270E Tri-Fuel, также работающий на трех видах топлива. Кроме бензина его можно заправлять биоэтанолом, вырабатываемым, например, из тростника и кукурузы, и метанолом, или попросту спиртом. Машина оснащена 1,8-литровым турбодвигателем мощностью 274 л. с. при крутящем моменте 260 Нм. Спорткар способен всего за 3,8 сек. разогнаться до 100-километровой отметки; максимальная же скорость — 255 км/ч.

Золотая середина

 pic_text3

Женевский салон с его респектабельными и зачастую пресыщенными посетителями, неизменно ожидающими от премьер чего-то необычного, объективно мало подходит для выставок серийных автомобилей среднего класса. Потому и количество новинок в этом секторе невелико. И все же к главным событиям выставки по праву можно отнести демонстрацию нового спортивного двухдверного купе Scirocco от VW, представившего через 16 лет после снятия с производства современную версию одноименного купе 1970-х. Похоже, производителей всех рангов и классов повально обуяла ретроволна. Третья генерация Scirocco, выполненная на платформе Golf, будет поставляться в четырех модификациях: одним дизельным мотором на 140 л. с. и тремя бензиновыми — мощностью 122, 160 и 200 л. с. Турбодизель отличается низким расходом топлива — всего 5,4 л на 100 км, при этом максимальная скорость машины составит 207 км/ч. На двух модификациях будут установлены шестиступенчатые коробки передач DSG (Direct-Shift Gearbox), объединяющие преимущества традиционной механической трансмиссии и «автомата». Модификация Scirocco 1.4 TSI получит улучшенную семиступенчатую версию. Начало продаж в Европе полноценного четырехместного купе намечено на конец лета текущего года; базовая цена составит €21,7 тыс. По словам главы компании Мартина Винтеркорна, «Scirocco станет реализацией мечты многих покупателей о приобретении спортивного авто, изготовленного по передовым технологиям и продаваемого по доступной цене». И верно, в стандартный пакет входят: кондиционер, система активной безопасности (ESP), 17-дюймовые легкосплавные диски, рулевое управление с усилителем привода, спортивные шасси и сиденья, кожаный руль, электростеклоподъемники, шесть подушек безопасности и CD-магнитола. Адаптивная система регулировки шасси позволяет выбирать оптимальный режим езды: обычный, спортивный или комфортный.

Маленькие да удаленькие

Конструкторам из Toyota, похоже, удалось создать достойного конкурента завоевавшему признание и любовь европейцев ультракороткому Smart Fortwo Coupe (имеющему длину всего 2,69 м). Мини-кар с необычным названием iQ (i — инновации и индивидуальность, Q — качество) от японских производителей длиннее (29,8 м) и вместительнее. Концептуальное решение организации внутреннего пространства, прозванное как «3+1», предполагает вместимость трех взрослых и одного ребенка, сиденье для которого расположено позади водителя и в случае необходимости может трансформироваться в багажное место. К этому следует добавить функциональность и экологичность миниатюрного хэтчбека: выбросы CO2 не превышают 99 г на 100 км. Базовая цена — €13 тыс.; продажи в Европе начнутся с января 2009 года. Впрочем, цены на Smart Fortwo Coupe (на модели 2008 года) будут также в районе 13–16 тыс., но не евро, а долларов.

 pic_text4

Еще одной успешно реализованной идеей, правда, уже итальянской дизайнерской студии Centro Stile стала премьера Fiat 500 Abarth, которую вполне можно было бы проводить под девизом «Новое — это хорошо забытое старое». Возродив культовый ретроавто 1960-х годов, новый Abarth наделили современным абрисом, спортивными динамичными повадками, 1,4-литровым бензиновым турбомотором мощностью 135 л. с. и максимальным крутящим моментом 206 Нм. Для тех же, кто желает, как говорится, «погорячее», готова модификация Fiat 500 Abarth SS аж на 180 л. с. Примечательная техническая новинка модели Fiat 500 Abarth — система распределения крутящего момента — TTC (Torque Transfer Control), отличающаяся от классической ESP тем, что при пробуксовке закрывает подачу топлива. Она помогает избежать подруливающего эффекта и позволяет быстрее и точнее проходить повороты. Машина также оснащена датчиком измерения давления турбодвигателя, который благодаря встроенному на приборной панели светящемуся диодному индикатору подсказывает водителю оптимальный момент для переключения скорости. Fiat 500 Abarth призван составить конкуренцию еще одному фавориту среди городских автомобилей — Mini Cooper. Модель выйдет в продажу в июле, и ожидается, что базовая цена на него составит €18 тыс.

 pic_text5

Не был обойден вниманием и самый дешевый в мире серийный автомобиль индийского автопроизводителя Tata. Оно и понятно: когда еще избалованной люксовыми моделями Швейцарии удастся увидеть эдакий уникум: пятидверный хэтчбек Nano можно приобрести в Индии всего за 100 тыс. рупий (€1740). Правда, для европейского потребителя модель с алюминиевым двигателем объемом 623 см³ совершенно не подходит — отсутствуют все средства безопасности и элементарный комфорт, а из приборов наличествует лишь спидометр, топливный датчик и контрольная лампа давления масла. Да и максимальная скорость модели по цене двух мотоциклов составляет всего 75 км/ч. Единственным позитивом наряду с ценой является лишь показатель расхода топлива — порядка 4 л на 100 км. Низкая цена и экономичность, по словам руководителя подразделения компактных автомобилей Гириша Вагха, и были главной целью индийских конструкторов. Следующий этап работы над Nano — создание модификации, которая соответствовала бы и европейским стандартам. Такую модель обещают сделать к 2012 году. Будет заменен мотор в соответствии с экологическими стандартами «Евро 5» и установлены необходимые средства пассивной и активной безопасности. Стоить усовершенствованная модель будет уже порядка $6 тыс., а потребление горючего возрастет до 5 л на 100 км. Вполне возможно, что к будущему проекту подключится автоконцерн Fiat. Однако скептики отмечают, что через четыре года новая Nano опять станет неконкурентоспособной на европейском рынке. Соперники не дремлют: о работе над созданием дешевой модели уже объявили в Renault-Nissan. Последней новостью стало еще одно заявление управляющего директора автоконцерна Hyundai Лима Хенг-Су о запуске в серию через два-три года автомобиля не дороже $3,5 тыс. Хотя начатое продвижение Nano на азиатский и африканский рынки имеет уже сегодня хорошие перспективы, автопроизводитель заявляет о готовности довести выпуск своих малолитражек до 1 млн в год, на что экологи взирают с явной опаской.

По дорогам и без них

 pic_text6

Достаточно высокая конкуренция среди выставленных в Женеве образцов отмечалась в классе компактных внедорожников. Впервые был представлен концепт спортивного кроссовера Kia Soul, порадовавший свежим, неожиданным дизайном. По замыслу разработчиков Soul (что переводится как «душа») благодаря броской внешности рассчитан на покупателей, которые ранее не интересовались этим сегментом автомобилей. Состоялась ожидаемая премьера кроссовера Ford Kuga, призванного составить конкуренцию VW Tiguan. Объявленная наконец автопроизводителем стоимость 2-литрового турбодизельного агрегата на 136 л. с. при 320 Нм составляет от €26,5 тыс., за полный привод — от €28,5 тыс. Не были обойдены вниманием и премьеры кроссоверов Renault Koleos и Toyota Urban Cruiser. Тон будущим высокоэффективным технологиям в сегменте внедорожников и кроссоверов задавал представленный автоконцерном Mercedes концепт GLK Bluetec Hybrid на 224 л. с. со смешанным дизельным и электродвигателем на литий-ионных батареях.

 pic_text7

Сказать, что премьеру кроссовера Infiniti FX50 ожидали с нетерпением, — значит ничего не сказать. Это понимал и сам президент — исполнительный директор Renault и Nissan Карлос Госн, предусмотрительно заявивший, представляя модель: «Я знаю, что многие из вас настроены скептически, ведь наших клиентов в Европе меньшинство и они следуют своим мерилам ценностей». Оно и понятно. В европейской столице мировая премьера 5-литрового восьмицилиндрового кроссовера мощностью 390 л. с. с крутящим моментом 500 Hм не могла вызвать ничего, кроме, мягко сказать, непонимания политики концерна. Успокаивая противников продвижения «пожирателей горючего» на Запад и не ответив на вопрос о реальном потреблении бензина кроссовером, президент пообещал поставлять на европейский рынок более цивильную модель Infiniti FX37 с 3,7-литровым шестицилиндровым двигателем 300 л. с. и создать до 2010 года дизельные и гибридные модификации. Однако если оставить в стороне понятную критику, кроссовер объективно привлекает внимание массой технологических «прибамбасов». Это семиступенчатый автомат, полноуправляемое шасси и полноприводная трансмиссия, система облегчения парковки (Around View Monitor), адаптивный круиз-контроль, биксеноновые поворотные фары, DVD-навигация, аудиосистема Bose с 11 динамиками и даже специально разработанный лак, защищающий кузов от мелких царапин. Стоимость модели пока не объявлена, но, по словам директора европейского подразделения автоконцерна Джима Райта, «автомобиль такой классный, что, право, не стоит стесняться в цене». Что он под этим понимает, вероятно, выяснится достаточно скоро.

 pic_text8

Иные пути в разработке современных моделей для любителей активного образа жизни продемонстрировали шведские конструкторы Volvo. Знатоки хотя и упоминают уже существующую линейку схожих моделей типа BMW X3, Land Rover Freelander и Audi Q5, которую пополнит и Volvo XC60, но в своих прогнозах уже сегодня говорят о будущем успехе его продаж. По заявлению президента и исполнительного директора компании Фредрика Арпа, «в Volvo XC60 как никогда органично сочетаются мускулистость и мощность внедорожника со спортивной легкостью и элегантностью купе». Шведские конструкторы, сделав главную ставку на безопасность выпускаемой продукции, в модели спортивного кроссовера, пожалуй, превзошли сами себя. Главное новшество — уникальная разработка City Safety, помогающая водителю избежать мелких аварий на малых скоростях, которые зачастую происходят в пробках или при движении задним ходом. Если система, оценив ситуацию, устанавливает, что столкновение неминуемо, она самостоятельно передает сигнал для активации гидравлического насоса, и происходит автоматическое (без участия водителя) торможение. Базовую комплектацию составляет, помимо системы полного привода с технологией Instant TractionTM, также усовершенствованная система поддержания стабильного положения автомобиля на дороге DSTC. К дополнительным опциям относится новая система стабилизации прицепа (Trailer Stability Assist), облегчающая его управление. Продажи в Европе намечены на осень текущего года. Выпуск XC60 будет осуществляться в трех модификациях: с двумя дизельными 1,8- и 2,5-литровыми турбомоторами на 163 и 185 л. с. (от €31,7 тыс.) и одним бензиновым 3,2-литровым мотором с турбонагнетателем на 285 л. с. (от €40,7 тыс.).

Фото: Алексей Грамматчиков, Martial Trezzini / EPA