Нелегкий хлеб немецкого бизнесмена

Жанна Зигманн
7 апреля 2008, 00:00

Недостатки правовой и налоговой системы, слабая поддержка государством малого и среднего бизнеса, взяточничество чиновников — эти препоны на пути создания собственного бизнеса известны любому начинающему российскому предпринимателю. Зачастую в аргументации «как должно быть» многие обращаются к европейской, в особенности немецкой практике ведения бизнеса, приводя позитивные примеры и сравнивая иногда собственную ситуацию с рассказами россиян, уехавших и открывших за границей свое частное предприятие. Однако у любого дела, как и у медали, существует две стороны. Насколько легко сегодня быть предпринимателем в Германии и насколько реально открыть здесь бизнес иностранцам, выяснял D’

Без консультаций не обойтись

Первыми шагами на пути к созданию собственного бизнеса в Германии, как советуют эксперты, должны стать профессиональные консультации. Сеть данных услуг для будущих и настоящих предпринимателей в Германии очень развита и охватывает все стадии, начиная от профессиональной ориентации и разработок бизнес-концепции и заканчивая консультированием уже действующего предприятия (решение конкретных проблем управления, повышение рентабельности продукции, снижение трудозатрат, налогов).

В госструктурах консультирование по организационным вопросам часто оказывается бесплатным, и им рекомендуют воспользоваться всем, кто впервые планирует открыть свое дело. Как советует консультационная служба Федерального министерства экономики и технологий (BMWi), каждый начинающий предприниматель должен четко представлять как все стадии организации предприятия, так и пути их реализации:

  1. стадия принятия решений: оценка личных и профессиональных качеств, прогноз рентабельности, степени рисков;
  2. стадия регистрации предприятия: выбор правовой формы, наиболее полно отвечающей структуре деятельности, налогообложение будущего предприятия, процедура оформления;
  3. стадия финансирования: стартовый капитал, источники финансирования;
  4. стадия планирования деятельности: маркетинговый анализ, бизнес-план.

Начинающий предприниматель в Германии должен также проконсультироваться о необходимости получения специальных разрешений. Например, для открытия собственного производства необходимо подтверждение профессиональных знаний и умений, каковым является сертификат мастерства для ремесленников (Meisterbrief). Для иностранных граждан нелишней будет отправка запросов в профильные организации, дабы оценить свои шансы на успех открываемого дела. К таковым относятся в первую очередь промышленно-торговая (DIHK) и ремесленная палаты (HWK), профессиональные союзы и объединения. Если ответ пришел положительный, можно смело запрашивать визу в посольстве и выезжать на место дислокации вашего предполагаемого бизнеса.

Практика показывает, что в случае открытия нового предприятия положительное решение немецкими институтами выдается с большим трудом, нежели когда иностранцы готовы инвестировать в уже функционирующий объект. Причина понятна: новое предприятие гораздо сложнее оценить с точки зрения рентабельности. Консалтинговые компании наряду с информированием и помощью в процедуре регистрации фирмы, организацией и проведением семинаров для начинающих предпринимателей и компаний, как правило, обладают базами данных о выставленных на продажу объектах. Можно заняться поиском и самому, воспользовавшись как базами данных с открытым доступом в интернете (www.unternehmensverkauf.de, www.firmenzukaufen.de, www.advisorgate.com), так и закрытыми базами, принадлежащими фирмам, которые по запросу предлагают клиенту информацию по сформулированным им требованиям (www.unternehmensmarkt.de). В оценке любого объекта, будь то фитнес-салон, чья стоимость, как правило, не превышает €100 тыс., или узкопрофильное предприятие по производству машинного оборудования (стоимостью от €1 млн), первостепенное значение наряду с балансами, объемом оборота и клиентской базой имеет оценка общей перспективности предоставляемых услуг или выпускаемой продукции. Что под этим подразумевается, пояснят два примера.

Выставленный на продажу магазин розничной продажи, специализирующийся на реализации сувениров, расположен в Сити-центре Ганновера, считающегося одним из главных выставочных центров страны. Объект оценивается продавцом в €50 тыс. Из них €40 тыс. — стоимость оборудования и предметов интерьера, а €10 тыс. — так называемый Geschaeftswert, что переводится как «условная стоимость репутации, опыта, перспектив и деловых связей предприятия». Объем продаж для достаточно небольшого магазина, расположенного на 65 кв. м, обслуживаемого двумя наемными работниками, довольно высок — €180 тыс. в год. Другой магазин, специализирующийся на продаже мужской и женской одежды, расположенный на одной из центральных улиц 400-тысячного Мангейма, имеет больший оборот — €400 тыс. (торговая площадь — 140 кв. м) и стоит всего €60 тыс. (при стоимости оборудования €50 тыс.). При значительной разнице оборотов и площадей оба предприятия оценили в €10 тыс. свое территориальное расположение, пропускную способность и специфику потенциальных клиентов. Второй объект при более высоком обороте ориентирован на местное население — такой бизнес вести трудно. Ганноверский бизнес представляется более легким в ведении, поскольку его основная клиентура — заезжие покупатели и туристы.

Нет идеи — инвестируй миллион

Двусторонние инициативы по развитию российско-германского делового сотрудничества на сегодняшний день реализовались в создании более благоприятного правового климата для пребывания бизнесменов-нерезидентов. Это выражается не только в облегченном порядке получения въездных виз и разрешения на пребывание для осуществления своей деятельности, но и в возможности получения постоянного вида на жительство уже через три года успешной работы (а не через пять лет, как раньше). В качестве начальной ступени при положительной оценке вашей предпринимательской идеи предусматривается выдача визы для одноразового, а затем и для многократного въезда со сроком действия до пяти лет. Пребывание в стране осуществляющего коммерческую деятельность лица в этом случае не должно превышать в общей сложности 90 дней за каждое полугодие. Согласно закону нерезидент может получить также разрешение на более длительное пребывание в стране. Основанием выдачи такого разрешения является исполнение следующего условия: если деятельность компании представляет вышестоящий интерес для экономики Германии вообще либо отвечает потребностям отдельного региона страны в частности. Это условие, как трактует закон, считается выполненным, если иностранные инвестиции составляют как минимум €1 млн, а открытие предприятия позволяет создать минимум 10 рабочих мест. Инвестиции могут быть направлены как в открытие нового бизнеса, так и в приобретение уже существующего. В остальных случаях, как показывает практика, решение о предоставлении разрешения на пребывание выносится по совокупности оснований. Решающим аргументом являются положительные результаты осуществления коммерческой деятельности (стабильная прибыль, создание новых рабочих мест, возможность профессионального обучения), отмеченные местными экспертными организациями и административными органами надзора.

Реалии управления

Бывший гражданин Ирана Хамид М. около года назад открыл бильярдный зал площадью 1700 кв. м на 28 столов, c дартсом, игровыми автоматами и баром. Зал расположен в проходном месте в городе-миллионнике в Западной Германии, что во многом предопределило успех бизнеса. Вечерняя загруженность предприятия в выходные дни часто достигает 100%, в будни — около 30–40%. Частный предприниматель, сам стоящий бессменно за стойкой, для обслуживания клиентов привлек всего троих рабочих из числа студентов, исполняющих обязанности официантов, на условиях частичной занятости (не более 19 часов в неделю). По словам владельца, при месячном обороте €40–50 тыс. его конечный заработок после выплат аренды (€15 тыс. в месяц), эксплуатационных и амортизационных расходов, налогов, зарплаты персоналу и страховок составляет порядка €4–5 тыс.

Другой частный предприниматель — Себастьян Т. из Восточной Германии, имеющий пятилетний опыт ведения отельного бизнеса, открывает уже вторую гостиницу в центре одного из курортных городков Баварии. Подавляющая часть работ в трехзвездном отеле на 13 номеров выполняется им самим, но иногда он привлекает и другие фирмы (например, для доставки продуктов, генеральной уборки помещений, поддержки сайта отеля, текущего ремонта). Единственная подмога владельцу — горничная, которая работает вместе с ним постоянно. По словам предпринимателя, загруженность открытого восемь месяцев назад отеля составляет пока порядка 55%, в то время как управляемый пансион в Восточной Германии имеет загрузку 83%. Впрочем, однодневное пребывание в последнем стоит €17–24, а в недавно открытом отеле — €70–115. Оба здания взяты в аренду. Годовой оборот трехзвездного отеля в Баварии составляет порядка €200 тыс.

Приведенные примеры демонстрируют две модели ведения малого бизнеса начинающими предпринимателями. Первая (бильярдный зал), несмотря на более скромные инвестиции и доступность в управлении, наиболее уязвима. Достаточно конкурентам открыть рядом с заведением Хамида более мощный развлекательный центр, и прибыльность этой точки будет тут же поставлена под угрозу. Как это уже произошло с расположенным в соседнем квартале спортбаром. Во второй модели присутствуют уже два объекта ведения бизнеса, и она является более надежной. Риски и убытки одного отеля будут компенсированы за счет другого. Практика показывает, что с первых шагов становления предприятия его владельцу стоит основательно задуматься о диверсификации бизнеса, к чему неизменно приходят немецкие предприниматели с опытом. Имея зачастую три-четыре прикладных области ведения своего бизнеса, им всегда удается оставаться на плаву.

Это грозное слово «налоги»

Согласно опубликованным статистическим данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Германия занимает третье место после Бельгии и Венгрии по величине взимаемых подоходных налогов и расходов по социальному страхованию. Так, с каждых 100 заработанных евро только среднестатистический гражданин уплачивает в государственную казну в общей сложности €52,2. Что же говорить о частном предпринимательстве, налогообложение которого гораздо выше? Зачастую немецкому бизнесмену остается лишь 30% заработанных денег. На что уходит их основная часть, покажут следующие расчеты.

 pic_text1 Фото: Jan Greune / Getty Images / Fotobank
Фото: Jan Greune / Getty Images / Fotobank

В первую очередь все юридические формы организации бизнеса (как, например, AG, GmbH, филиалы иностранных компаний) обязаны платить 15-процентный налог на прибыль (Koerperschaftsteuer). Обложению подлежит прибыль от деятельности предприятия за минусом суммы установленных издержек. Это еще мало, учитывая, что год назад этот налог составлял 25%. Есть еще промысловый налог (Gewerbesteuer), или так называемый налог на бизнес. Его предприниматели выплачивают в местный бюджет. Процентная ставка для определения величины налога составляет с начала 2008 года 3,5% (ранее взималось 5%) от прибыли за вычетом необлагаемого минимума годового дохода. Для индивидуальных предпринимателей этот минимум составляет €24 550. Максимальной же ставкой при доходе свыше €72,5 тыс. является 5-процентное налогообложение. Ставка налога на добавочную стоимость (Mehrwertsteuer, MWSt) на абсолютное большинство товаров и услуг — 19%. Основным налогом для физических лиц является подоходный налог (Einkommensteuer). В Германии он рассчитывается по сложной прогрессии и имеет минимальную ставку 15% (при доходе до €7,6 тыс. в год), а максимальную — 42% (свыше €52,1 тыс.). Исчисляется подоходный налог по пяти налоговым классам в соответствии с семейным положением налогоплательщика. Пример: бездетный холостой предприниматель заработал в год €72 тыс. (€6 тыс. в месяц), с этой суммы он должен уплатить €22,3 тыс. подоходного налога и €1,22 тыс. налога солидарности. Итого его ежемесячный доход после уплаты подоходного налога составляет порядка €4 тыс. в месяц. Если же он женат, то ему после налогообложения останется €4,6 тыс. При заработке на €3 тыс. больше необлагаемая налогом сумма для неженатого предпринимателя возрастет на €1 тыс. в месяц, а для женатого — на €1,7 тыс. Из вышеуказанных сумм дополнительно следует вычесть медицинскую, пенсионную страховки и страховку на случай потери работы. В итоге из заработанных €6 тыс. неженатый предприниматель получит после всех налоговых и страховых выплат всего €2,2 тыс., женатый — €2,8 тыс. Поэтому, дабы снизить налоговое бремя, почти каждого предпринимателя постоянно консультирует советник по налогам (Steuerberater). От его профессионализма зависит, сколько в итоге предприниматель отдаст в казну государству. Советник объяснит, какие налоговые льготы предоставляются предпринимателю с понесенных им расходов (к коим относятся, например, затраты на бензин для деловой поездки на собственной машине либо эксплуатационные расходы на содержание комнаты в собственном доме, используемой в качестве кабинета — для определенных видов деятельности) и какие для этого нужно представить документы. Самостоятельно разобраться в многотомном налоговом законодательстве простому смертному не по силам.

Следует также отметить, что подоходный налог, налог на бизнес и прибыль взимаются авансом (Vorauszahlung) и поквартально. Это означает, что предприниматель, основываясь на предположении об объеме оборота в оплачиваемый период и на итогах прошлого квартала, должен еще до начала следующего квартала оплатить в казну налоги. И еще: первые два года после основания предприятия налог с оборота, оплачиваемый авансом, взимается не поквартально, а ежемесячно. Если сумма предоплаты окажется после представления налоговой декларации выше / ниже списаний по статьям налогов, то разница либо выплачивается, либо доплачивается.

Тропой чужих ошибок

Ежемесячно порядка 2,5 тыс. предпринимателей в Германии заявляют о своей неплатежеспособности, уверяют статистики. Большая их часть разоряются через год-два после открытия. Наряду с главной причиной, звучащей в самом общем виде как неумение жить по средствам, неизменно ведущее к банкротству, существует масса объективных реалий. Одна из основных — высокая конкуренция со стороны крупных компаний, которые выдавливают мелких за счет более низких цен.

Кроме того, существует ряд специфических ошибок управления, они особенно характерны для иностранных предпринимателей. Наиболее распространенными ошибками являются:

  • отсутствие подготовительных маркетинговых исследований по проверке конкурентоспособности предлагаемого товара с учетом специфики потребительских вкусов местной клиентуры. Бытует мнение, что главное — это дешевизна товара, в то время как реалиями сегодняшнего дня являются его качество, компетентность продавца и предлагаемый сервис;
  • неудачное территориальное расположение торговой точки, неудобное для клиентов; недооценка фактора пресыщенности западного покупателя: товар должен появляться не только в нужное время и по нужной цене, но и в нужном месте;
  • отсутствие постоянных инвестиций в собственное производство.

Всех этих ошибок можно избежать, если привлечь профессиональных консультантов на этапе становления фирмы. Впрочем, их услуги отнюдь не дешевы. Другое решение — самостоятельное изучение рынка, менталитета и особенностей клиентуры, ее вкусов и привычек. Получить такие знания можно, лишь пожив продолжительное время в том городе, где вы собираетесь открыть бизнес.

Помимо общих ошибок, присущих новичкам, иностранные предприниматели допускают и другие оплошности. К ним относятся:

  • отсутствие достаточных знаний немецкого языка и мнение, что переводчик полностью снимет проблему. Это приводит к сужению клиентской базы, фирма замыкается в конечном счете на потребителях-эмигрантах;
  • недостаточная профессиональная компетентность сотрудников и низкая по сравнению с западными стандартами производительность труда. Даже при наборе сотрудников из коренного населения работодатель часто ошибочно набирает либо не слишком квалифицированный персонал, либо привлекает его на восьмичасовой рабочий день на постоянной основе, в то время как эффективно трудящийся подсобный рабочий может выполнить тот же объем за два-три часа в день;
  •  излишняя расточительность при оформлении интерьера собственной фирмы. С одной стороны, это ведет к увеличению себестоимости продукта, с другой — к отсутствию четкого понимания, на какую целевую аудиторию рассчитывает бизнесмен.

Не стоит забывать и о менталитете немцев — о значимости для них таких ценностей, как точность, пунктуальность, аккуратность, и главном принципе «клиент всегда прав». Их игнорирование неизменно приводит незадачливого предпринимателя к бедственным последствиям. Простейший пример — достаточно покупателю столкнуться хотя бы с неприветливым обслуживанием, не говоря уже о претензии по качеству товара или сроку исполнения услуги, как он не только забудет дорогу в это заведение, но и при случае поведает о своем неудачном опыте соседу.