Споры о том, можно ли предсказать движение рынка или оно является абсолютно хаотичным и зависит от целого ряда случайных событий, идут уже давно. Скорее всего, этот вопрос еще долго останется неразрешенным, а может быть, даже войдет в разряд вечных, вроде гамлетовского «быть или не быть». Книга «Случайность и неслучайность биржевых цен» Юрия Чеботарева пополнила ряды исследований, посвященных этой проблеме. Как полагает автор, предсказать поведение рынка невозможно. Оно зависит от многих непредвиденных обстоятельств, появление которых не может предугадать даже самый матерый аналитик, если только он не ясновидящий. Так, незадолго до начала Великой депрессии — кризиса, поразившего американскую экономику в 1929 году, ничто не предвещало грозы. Бывший президент США Герберт Гувер и ведущие экономисты смотрели в будущее с оптимизмом, предрекая длительное процветание страны. Гром грянул в конце октября: игроки вдруг в спешке начали сбрасывать бумаги, в результате чего произошло чудовищное обесценивание активов. От этого потрясения США и другие страны, также ставшие жертвами краха, отходили несколько лет.
Если нельзя предвидеть наступление таких грандиозных по масштабам кризисов, что говорить о прогнозировании цен по отдельным бумагам: слишком многое зависит от воли случая. Свои коррективы в стоимость акций могут внести, например, капризы погоды, теракт, действия правоохранительных органов и многое другое. Таким образом, даже аналитики, в прямые обязанности которых входит прогнозирование поведения рынка, вряд ли чем-то смогут помочь инвесторам, скорее наоборот, лишь собьют с толку. Зачастую рекомендации различных аналитиков бывают полярными: одни советуют покупать, другие, напротив, продавать. Такое прогнозирование ничем не отличается от игры в «орел или решка», отмечает Юрий Чеботарев. По его мнению, многие аналитики гонятся за повышением «личной капитализации» — имиджа и зарплат. В погоне за «звездностью» они забывают о содержательной части своих исследований. Такие прогнозы следует воспринимать лишь как труды «второсортного писателя-фантаста, нежели как руководство к действию», считает автор книги.
«Подчинять» себе цены и играть с ними могут лишь инсайдеры. В нашей стране использование инсайдерской информации в корыстных целях, а также манипулирование ценами до сих пор не пресекается и не наказывается, хотя соответствующий законопроект разрабатывается уже почти десять лет. Что, в общем-то, неудивительно: ведь пользоваться инсайдом не брезгуют не только топ-менеджеры компаний, но и высокопоставленные чиновники, напоминает Юрий Чеботарев. В качестве примера автор приводит «бесстрашного» экс-главу ЦБ Виктора Геращенко, который в 1998 году дал «возможность “своим людям” скупить доллары по низкой цене», а в 2006-м поиграл с акциями «умирающего» ЮКОСа.
Может показаться, что рядовому инвестору обуздать рынок, подверженный бомбардировке случайных событий, не под силу. Однако Юрий Чеботарев в своей книге описывает торговую систему, которая позволяет контролировать риски и получать стабильный доход вне зависимости от того, куда движется рынок — вверх или вниз. Несмотря на то что у этой системы есть некоторые недостатки, автор уверен, что в будущем подобные программы смогут обыгрывать «самых выдающихся спекулянтов».
Кстати, недавно система Юрия Чеботарева стала одним из победителей конкурса частных инвестиционных торговых программ, организованного ИК «Церих кэпитал менеджмент» и РТС.
Наверняка не все согласятся с идеями Юрия Чеботарева, однако книга все же заслуживает внимания, так как позволяет по-новому взглянуть на причины изменения цен на рынке. Автор приводит множество примеров «выкрутасов» котировок ценных бумаг, а также рассказывает немало других любопытных историй из жизни биржевого мира. Кроме того, книга написана простым языком, так что будет доступна и интересна широкому кругу читателей — от новичков до продвинутых инвесторов.
Отрывок из книги Ю. Чеботарева «Случайность и неслучайность биржевых цен»:
«Казино и фондовые рынки являются прекрасными “социальными лабораториями” для изучения случайностей, потому что события, происходящие в них, можно легко перевести на язык чисел… Игрок, забыв обо всем на свете, видит лишь цифры на вращающемся колесе рулетки, все его мысли — об ожидаемом номере, и сердце его колотится с частотой ожидаемого выигрыша. Примерно то же самое происходит и с инвестором. Когда он звонит своему брокеру, чтобы тот купил или продал акции, его глаза внимательно следят за цифрами котировок, а его сердце колотится в унисон с числами ожидаемого профита. И так будет всегда, когда исход дела зависит от случая…
…Почему люди не умеют провидеть грядущее? Почему прогнозирование остается таким неблагодарным делом? Потому что будущее — это сгусток случайных событий, появление которых никому не известно. Будущие события можно только угадать, и то не всегда».