«Западники» смолоду

Маргарита Удовиченко
25 августа 2008, 00:00

Учиться за границу едут не только дети из состоятельных семей и амбициозные менеджеры: все больше россиян отправляются в западные вузы при помощи стипендий и кредитов или едут в те страны, где образование почти бесплатное

Выбор иностранного университета вполне естествен, если человек поставил перед собой цель переехать жить за границу. Диплом местного учебного заведения, в особенности престижного, в разы увеличивает шансы на достойное трудоустройство в чужой стране. Еще одной логичной предпосылкой к мониторингу западных вузов может стать желание получить уникальную специальность. «Если речь идет о нанотехнологиях или генной инженерии, то такие школы более развиты за рубежом, — объясняет управляющий партнер рекрутинговой компании Marksman Михаил Торчинский. — “Не дома” имеет смысл изучать такие направления, как управление проектами или маркетинговые программы». Если же у человека наблюдается склонность к точным наукам, изобретать велосипед вряд ли стоит: полученные в российских вузах знания хорошо продаются за рубежом.

В целом спор о том, какое образование лучше, отечественное или западное, относится к категории вечных. Понятно, что иностранные программы имеют очевидную практическую направленность и сулят знакомство с передовыми образовательными методиками и новаторскими курсами. Среди приятных бонусов значатся возможный прорыв в изучении иностранного языка, знакомство с принципиально иной парадигмой мышления, обитание в многонациональной среде. Минусов немного, и, как правило, главный — узкая специализация. Сами студенты — выпускники западных высших школ — на вопрос о причинах отъезда отвечают по-разному. Андрей Аржанухин, окончивший РЭА им. Плеханова, так объясняет решение отправиться во французский International Space University: «Образование за границей всегда считалось престижным, да и более свободное знание иностранного языка обычно помогает трудоустройству». Ксения Царева, также успевшая получить в Москве высшее образование, уехала в Италию, потому что полученных дома знаний показалось ей недостаточно. Теперь она изучает театр и кино в Миланском госуниверситете.

Блицкриг на запад

Существует стереотип, что учиться за рубеж отправляются в основном дети богатых родителей. В действительности этой категорией востребовано среднее образование и бакалавриат, потому что стипендиальных программ для иностранных школьников и студентов-первокурсников за границей нет. Поэтому среди россиян гораздо большей популярностью пользуется западная магистратура.

Какие варианты есть у молодого человека, который в силу возраста еще не успел накопить денег на учебу в западном университете? Во-первых, можно выбрать страну, где у иностранцев есть возможность получать бесплатное образование. В компании Begin Group отмечают Швецию, Финляндию, Италию: здесь, как правило, необходимо платить лишь ежегодный взнос в студенческие союзы — €70–150. Также имеет смысл рассматривать госуниверситеты Франции: стоимость обучения там часто символическая — ежегодный взнос составляет всего €150–700 как для своих, так и для «гостей». Плюс к этому студенты-иностранцы имеют право на место в общежитии или на получение субсидии на оплату арендованного жилья, а также на доступ в студенческие столовые и льготный проездной. Можно уехать в рамках специальных программ, их активно предлагают в вузах ЕС. Ольга Свистун, к примеру, выбрала международную программу Technology, Innovation and Knowledge, которая реализуется в нескольких странах: в Норвегии, Дании, Швеции, Голландии, Франции. Выбор в пользу Норвегии предопределило то, что в питерском госуниверситете Ольга закончила на филфаке норвежское отделение, а также тот факт, что в Осло за программу не нужно было платить — требовался только взнос 500 крон за каждый семестр. Второй вариант «бюджетного» отъезда (особенно в те страны, где образование недешевое — Великобритания, США) — попытаться получить стипендию, то есть скидку на оплату обучения. Она может достигать и 100%, в редких случаях также покрываются частично или полностью и расходы на жизнь. «Стипендии бывают двух типов — за выдающиеся достижения в какой-либо области и для нуждающихся в финансовой поддержке. Иностранным студентам обычно доступны стипендии первого типа, — рассказывает гендиректор компании Begin Group Ольга Гозман. — Предлагают их самые разные организации: правительства Великобритании и Франции, Госдепартамент США, Британский совет, различные фонды и отдельные бизнесмены. Как правило, партнерами в подобных программах выступают конкретные учебные заведения». Обращаться за стипендией необходимо как минимум за год до начала обучения. Чтобы доказать «право на жизнь», придется собрать огромное количество документов, подготовить заверенный перевод диплома о российском высшем образовании, получить рекомендации, пройти собеседования и на экзаменах подтвердить высокое владение языком. При этом претендент на стипендию для обучения в магистратуре не должен быть старше 35 лет. Ольга Разумовская, решив отправиться в Штаты в первый раз, выбрала именно этот вариант и подала документы на студенческую программу UGRAD Госдепартамента США. Конкурс был невероятным: из 1100 российских студентов взяли в итоге 28. Ольга советует начинать подготовку к потенциальному отъезду как можно раньше. Ей самой повезло: в активе был хороший английский, а преподаватели родного университета смогли быстро написать рекомендательные письма. Следующий этап состоял из собеседования в Москве и сдачи экзамена TOEFL, после чего ей и другим отобранным финалистам сообщили название университета, в который они поступили. Ольге Разумовской так понравилось учиться в Штатах, что через два года она решила вернуться и поступить в Колумбийский университет. На этот раз пришлось взять кредит — это как раз третий вариант для тех, кто грезит о западном образовании.

Трудности выбора

Прежде чем отправляться за границу, следует провести тщательный мониторинг страны и места обучения. Максим Шеметов, окончивший Финансовую академию, искал магистратуру по специальности в Лондоне как в финансовом центре Европы, в итоге поехал в City University. «Вообще выбор университета не должен ограничиваться просмотром его позиции в рейтингах, — уверен он. — Важно учитывать такие моменты, как специализация, стиль обучения, который может быть академическим или прикладным. Также важно понять, с кем вы будете общаться в течение обучения и чем помимо чтения книг сможете заняться. Общение вне университетских стен может оказаться не менее важным, чем сами занятия».

Не стоит грезить лишь о Гарварде, потому что в каких-то аспектах университет в Огайо может оказаться лучше. К тому же в десятке старейших и наиболее престижных университетов США стоимость обучения достигает $30–50 тыс. в год. Поэтому стоит погрузиться в интернет и поискать то, что подходит именно вам по цене, качеству обучения и специальности. Ольга Свистун, кстати, не обнаружив в интернете всей нужной информации, писала письма и звонила в понравившийся университет и даже специально съездила в Осло, чтобы выяснить все вопросы на месте.

Второй сложный момент — подготовка к поступлению, а при благоприятном исходе и адаптация на новом месте. Ксения Царева потратила на оформление документов (перевод и заверение диплома, отправка бумаг в университет, ожидание ответа и получение визы) целый год. «Нужно быть готовым к разнообразным бюрократическим процедурам. То, что кажется ужасным до отправления за границу, только начало. Уже по приезде нужно получать вид на жительство, платить за учебу, снять жилье, а это все требует огромного количества документов. И главное — ты это должен сделать сам, помогать никто не будет», — объясняет Ксения.

Еще одна проблема — деньги. Даже если само обучение бесплатное, потребуются средства на проживание, питание, транспорт, страховку, покупку учебников. По словам Ольги Разумовской, только на книги может ежегодно уходить около $2 тыс., а в целом год жизни в Нью-Йорке — это $15–20 тыс. Можно, конечно, найти подработку, но полностью таким образом покрыть все расходы затруднительно. Так, Андрею Аржанухину, например, за весь «магистерский» период удалось заработать всего €2,4 тыс. — учеба отвлекаться не позволяла, и тем студентам, кто не рассчитывал на полное погружение, в финансовом смысле было очень тяжело. «В плане учебы все оказалось сложнее, чем я себе представляла до отъезда, — рассказывает Ольга Свистун. — Я хорошо владею и норвежским, и английским языками, но все равно потребовалось время для того, чтобы привыкнуть читать научную литературу не на родном языке. И атмосфера в университете немного другая — нет какой-то студенческой романтики. Никто не пишет “шпор”, не готовится вместе к экзаменам. Все чуть ли не с самого начала знают, о чем они будут писать диплом».

На перспективу

Понятно, что полученный в иностранном вузе диплом отнюдь не гарантия построения успешной карьеры на Западе, но, во всяком случае, это предпосылка. Без наличия местной «корочки» придется туго: нужно будет или включаться в длительные нервирующие процедуры по подтверждению диплома и фактически заново сдавать все экзамены, или соглашаться на неквалифицированную работу, или открывать собственный бизнес.

Другой интересный вопрос — что ждет обладателя зарубежной степени по возвращении в Россию. По мнению рекрутеров, старт на родине западный диплом существенно не облегчит. И вовсе не потому, что отечественные работодатели отказывают ему в престижности. «Образование сейчас играет меньшую роль в построение карьеры, чем опыт и практические навыки кандидата. Именно на это обращает внимание работодатель вкупе с личными качествами и нацеленностью на работу, — объясняет Михаил Торчинский. — Кроме того, зарплатные ожидания молодых специалистов, имеющих иностранные дипломы, выше, чем у других». У «западников» есть реальный шанс получить более привлекательную стартовую зарплату, но только потому, что они умеют лучше торговаться и приводить работодателям железобетонные доводы своей «завышенной» стоимости. К тому же молодые люди, оказываясь за границей, поневоле быстро учатся самостоятельности, знают цену деньгам. Стоит добавить, что, по мнению кадровиков, «корочка» даже престижного учебного заведения — «скоропортящийся» актив, и если выпускник не смог реализовать себя в первые же годы по окончании вуза, то впоследствии и диплом Гарварда не будет иметь принципиального значения.

Для вернувшихся на родину молодых специалистов есть два верных варианта карьерного начала — устроиться в представительство транснациональной корпорации или же в крупную отечественную фирму, нацеленную на международные рынки. Консультант департамента «Банки и инвестиции» хедхантинговой компании Cornerstone Лидия Кулешова вспоминает случай из практики, когда солидный российский банк искал юриста на пост главы отдела международного права, при этом руководство не было настроено приглашать экспата. Требовался специалист с иностранным образованием, разбирающийся в тонкостях зарубежной судебной практики. В агентстве нашли выход: подобрали на позицию россиянина, имеющего западную степень. «В основном специалисты с подобными дипломами востребованы в тех областях, где отечественные выпускники не обладают достаточными знаниями: менеджмент, девелопмент, право и т. д. Главное преимущество иностранного образования — приобретение знаний международной практики. А единственный недостаток в том, что оно не учитывает российских реалий», — добавляет Лидия Кулешова. Незнание местных реалий, законодательных и рыночных, действительно может стать поначалу серьезным тормозным фактором. Как и непростая адаптация на родине, особенно в случае длительного отсутствия. А Нина Серегина, руководитель отдела IT & Telecom компании 3R Recruitment, акцентирует внимание еще на одном моменте: на родине далеко не всегда легко найти работу уже опытным специалистам, «отлучавшимся» подучиться. Поэтому-то они предпочитают надолго не оставлять рабочее место и выбирают дистанционное образование или краткосрочные программы.

Карьерный старт на родине западный диплом не облегчит. Работодатели смотрят на опыт и практические навыки соискателя

В отличие от осторожных рекрутеров сами выпускники западных вузов в вопросе своих карьерных перспектив куда как более оптимистичны. Ольга Свистун только что окончила учебу и как раз находится в стадии поиска работы, причем ищет ее в Норвегии. Возвращение в Россию — вариант запасной, на случай если за границей не заладится. Для Ольги Разумовской подобные треволнения пока не актуальны — она продолжает учиться в Колумбийском университете, но уже сейчас не сомневается в том, что диплом, который еще предстоит получить, обязательно поможет в будущем. «Сам факт, что я учусь в лучшей в мире школе журналистики, основанной Пулитцером, уже что-то должен обо мне говорить, — уверена Ольга. — Сюда тяжело попасть, здесь нужно много и упорно работать. Комбинация престижа университета и качества предоставляемого в нем образования, по-моему, залог признания на международном уровне и карьерного успеха».

Те молодые специалисты, которые решили вернуться домой, по их собственному признанию, проблем с трудоустройством не испытали. Андрея Аржанухина, ныне замдиректора департамента розничных финансовых услуг «Альянс РОСНО управление активами», предложение нашло сразу же после приезда: название западного университета в резюме сделало свое дело, и его пригласили в Ситибанк. Максим Шеметов по возвращении из Лондона устроился аналитиком в московский офис A.T. Kearney, а через полтора года перешел менеджером по инвестициям в Severstal Group Capital Management, причем имел возможность выбирать из нескольких предложений. «Западное образование позволяет систематизировать знания в предметной области, учит работать в команде и понимать позиции других людей. В целом это рождает уверенность: то, что ты делаешь, правильно. Но не стоит ждать, что обучение за рубежом даст моментальный эффект, — предостерегает Максим. — Это скорее инвестиции в будущее, способ задать правильный карьерный вектор».

 vrez_picture_1 Фото: Alamy / Photas
Фото: Alamy / Photas

Куда и зачем

Россияне отдают предпочтение четырем образовательным направлениям: Британия, США, Германия и Франция. По данным компании Begin Group, на Туманный Альбион в год уезжают больше 30 тыс. наших студентов. В Соединенные Штаты в 2006 году уехали более 5 тыс. человек. В то же время специалисты отмечают, что спрос на образование в США понемногу снижается: слишком уж жесткие условия получения визы. В Германию уезжают около 2 тыс. россиян ежегодно, а во Францию — 1,5 тыс. К последней уверенно подбирается Канада — 1,1 тыс. Что интересно, во Францию едут в основном девушки (70%) в возрасте 15–25 лет, а в Германию и Великобританию — молодые и более опытные люди (26–35 лет). В Соединенное Королевство по стипендиальным программам ежегодно отправляется всего 40–50 человек, тогда как в Германии таким образом одновременно обучаются около 3 тыс. наших граждан. В Великобритании россияне предпочитают проходить краткосрочные программы (90%), а во Францию и Германию, напротив, едут на долгосрочные академические.