Опасные новации

23 февраля 2009, 00:00

С 1 марта вступают в действие новации по ОСАГО, которые позволят водителям оформлять мелкие аварии без участия сотрудников ГИБДД. Однако эксперты предупреждают: владельцам авто лучше этого не делать

Законодатели предполагали, что нововведения по ОСАГО пойдут на пользу автомобилистам. Во-первых, у них появится возможность обращаться за выплатой к своему страховщику. Во-вторых, они смогут оформлять мелкие аварии (до 25 тыс. руб. ущерба) без участия ГИБДД, экономя время и не создавая ненужных проблем на дороге, например из-за какой-то разбитой фары. И все это будет возможно осуществить при соблюдении пары условий: в аварии участвуют не более двух машин, и вред причинен исключительно имуществу. Впрочем, у потерпевшего есть и альтернативный вариант: как и прежде, он может обратиться за выплатой к страховщику виновника аварии.

Хотели как лучше, получилось как всегда. В том, как и для кого изменения заработают на практике, до сих пор нет полной ясности. Начнем с того, что, по мнению страховщиков, новым порядком смогут воспользоваться только те граждане, у которых окажется договор ОСАГО, заключенный не ранее 1 марта 2009 года. Стоит принять во внимание и то, что только к 1 марта мы узнаем от Российского союза страховщиков о том, какие из 166 компаний, имеющих на сегодня лицензию ОСАГО, присоединились к соглашению о прямом возмещении убытков, а значит, остаются работать на этом рынке.

Даже если ваше право воспользоваться «европейским протоколом» все-таки не подлежит сомнению, спешить испытывать нововведение на себе в ближайшие месяцы пока не стоит, уверены большинство экспертов. И дело не только в том, что на месте ДТП неискушенному водителю сложно определиться с тем, попадает ли его случай в оговоренные 25 тыс. руб. выплаты или нет. Потерпевший должен также быть уверен в том, что полис ОСАГО у его виновника подлинный, извещение о ДТП заполнено верно и не только он сам, но и второй участник аварии обязательно известит о случившемся свою страховую компанию, а это уже из области фантастики.

«В случае если ДТП будет оформляться в упрощенном порядке, оба участника — и виновник, и потерпевший — должны направить каждый своему страховщику извещение о ДТП, — поясняет Светлана Гусар, руководитель дирекции страхования СК МАКС. — Конструкция, выстроенная законодателем, сложно исполнима в России, где граждане привыкли к тому, что к страховщику обращается только потерпевший». У участников рынка на этот случай есть свое оправдание: они должны однозначно исполнять требования законодательства, иначе налоговые органы вправе расценить у них подобную выплату как нестраховую. Отсюда вывод: аварии, как и прежде, лучше без ГИБДД пока не оформлять.

«Главный принцип, который необходимо принять на вооружение каждому автовладельцу с 1 марта: если вы не уверены в чем-либо — в количестве участников дорожно-транспортного происшествия, в причинении вреда здоровью, в наличии страховки у другого участника, в размере ущерба и т. д., в чем угодно, то вызывайте сотрудников ГИБДД».

Дмитрий Маркаров, первый заместитель генерального директора «Росгосстраха»