Верите ли вы в марсиан?

Давайте на миг представим, что господину Кудрину, за последние несколько месяцев успевшему сглазить и «тихую гавань», и «нефть по $70», и еще ряд весьма важных для страны моментов, удалось продолжить эту славную серию. И, в кои веки сработав в плюс, наш министр финансов сглазил собственный прогноз о том, что десять лет высоких цен на нефть при нашей с вами (и его) жизни уже не повторятся.

Ну, то есть, допустим, нефть взяла да и вдруг взлетела снова до $100. А некто, допустим, по имени Абдалла, а по должности король Саудовской Аравии, шепнул нам на ушко, что такая цена продержится еще несколько лет.

Специально отметим, что ничего фантастического в таком сценарии нет. Скажете — мировой экономический кризис? Так в 1970-е на фоне очень серьезного и длительного экономического кризиса нефть чувствовала себя более чем уверенно (правда, тот кризис в некоторой мере был вызван именно кратным ростом цен на нефть, но тем не менее...).

С другой стороны, в 1985–1986 годах и без всякого кризиса она обвалилась до минимальных $10–12 за баррель. Сугубо по воле короля Саудовской Аравии. Так кто знает, что придет ему в голову завтра? Какая муха его укусит? Все (наше с вами) в руках его... Увы.

Но вернемся к нашим баранам. Итак, мы с вами чисто гипотетически представили, что цена на нефть вновь взлетала до $100 и собирается продержаться на этом уровне несколько лет. Что же будет в этом случае с экономикой России? Давайте порассуждаем.

В 2005 году, согласно данным Минэкономразвития, повышение цены барреля нефти на $1 приносило в федеральный бюджет около 50 млрд руб. в год — при курсе около 27 руб. за доллар. Так что первым делом вновь настанет бюджетное изобилие. Исчезнет дефицит федерального бюджета. Компании, за время кризиса существенно сократившие издержки, получат увеличенную против прошлого массу прибыли — налог на прибыль пополнит бюджеты местные. Но это ясно и так. Вопрос в том, что будет делать наша власть, которая, как надеется автор, все же затвердила несколько несложных уроков:

— экономика России в исключительно высокой степени зависит от цен на нефть;

— как бы ни был велик финансовый резерв, в случае даже неглубокого (а $45 за баррель — это в два с половиной раза больше средней цены 1990-х) спада цены на нефть его хватает максимум на два года. Сугубо потому, что в России живут не 4,5 млн человек, как в Норвегии, а несколько больше — всего-то 110 млн взрослого населения. И никакой финансовый резерв не способен обеспечить им достойный уровень жизни, если период низких цен на нефть продлится больше чем два-три года. А ведь последний раз он затянулся на целых 14 лет (1986–1999).

Так что же будут делать президент и правительство?

Для начала резко нарастят расходы бюджета — бюджет на ближайший год будет «подъемным», призванным за счет высоких трат «перезапустить» экономику страны. Значительная часть выделенных средств будет разворована, но немало дойдет и до конечного получателя — правда, сугубо благодаря огромному изначальному размеру трат. Так что экономика с грехом пополам, но заработает. А дальше ее будет поддерживать второе издание «нефтяного» роста.

Но уже со второго года правительство вернется к достаточно строгой бюджетной политике, ведь надо будет восполнять изрядно подрастерявший вес финансовый резерв, суть которого — даже в случае резкого и глубокого падения цен на нефть позволить власти минимизировать сокращение социальных расходов, дотянув до очередного электорального цикла. Выиграть выборы — а там трава не расти. За шесть лет нового президентского срока все как-нибудь само рассосется. И эта политика, дублирующая 2000-е, будет продолжаться не один год: исповедующая примат контроля над развитием и напуганная кризисом-2009 власть захочет накопить не 200 млрд, а значительно больше. А посему налоговых послаблений для несырьевого сектора также ждать не придется.

1

Наученная горьким опытом власть не будет спешить с ревальвацией рубля, возможно, даже несколько лет он еще — на всякий случай — будет падать. Впрочем, не настолько сильно, чтобы взволновать население и придать силы процессу импортозамещения.

Россия наконец присоединится к ВТО.

Мировые бренды построят у нас еще несколько заводов по производству телевизоров, автомобилей и прочего в том же духе. Огромный рынок с растущими доходами, шальными незаработанными деньгами, которые легко достаются и так же легко тратятся, сделает свое дело. Вырастут цены на жилье (ведь доходы чиновников восстановились) и фондовый рынок. Все у нас будет хорошо…

...пока король Саудовской Аравии не встанет с другой ноги.

Правда, возможен и другой вариант. Прилетят марсиане и:

— отменят НДС, суть которого — дотирование сырьевого экспортно ориентированного (а теперь еще и по факту преимущественно государственного) сектора российской экономики за счет несырьевого сектора;

— введут инвестиционную льготу по налогу на прибыль (если отменить НДС, то высвободившимися силами ее можно весьма хорошо администрировать) при инвестициях в производственные проекты;

— улучшат инвестиционный климат, потому что без этого любое снижение налогов выльется не столько в увеличение инвестиций, сколько в вывод денег за рубеж;

— проведут настоящую амнистию физических и юридических лиц по утаенным от налогообложения доходам (в нашей стране настоящую амнистию такого рода способны провести исключительно инопланетяне — только им поверит бизнес);

— проведут повторную приватизацию, избавив государство от собственности;

— разделят «Газпром» в целях создания конкуренции на внутрироссийском рынке газа (с выводом трубы в отдельное АО и созданием внешнеторгового монополиста во избежание конкуренции российского газа на внешних рынках с самим собой);

— начнут системно бороться с коррупцией;

— и прочее, и прочее, и прочее.

Вы верите в марсиан? Я — нет. Зато король Саудовской Аравии более чем материален.

Новости партнеров

«D`»
№8 (71) 20 апреля 2009
N08 (71) 20 апреля
Содержание:
Свой бизнес
Реклама