Говорят, что на фондовом рынке существуют инвесторы, которые часто совершают сделки без финансового обоснования, следуя моде. Покупают они, как правило, штучные, небольшие пакеты акций. Известна история, когда ради забавы биржевой игрок, совершая сделки с малоликвидными облигациями Тамбовской области, «написал» на графике слово из трех букв.
Такие «инвесторы-флешмоберы» (от англ. flashmob — совместное бессмысленное действие) сейчас имеют уникальную возможность стать акционерами стратегических предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Уникальную, потому что допускать сторонних инвесторов к обладанию частью стратегических компаний государство не намерено. В ближайшем будущем концерны ВПК планируют оставить публичными только предприятия или подразделения, выпускающие гражданскую продукцию.
Но флешмоберы флешмоберами, у них свои интересы, а вот почему бумаги ВПК не пользуются популярностью у рядовых инвесторов, объяснить просто. У них нет представления о бизнесе многих компаний этого сектора. Секретность, сопровождающая их работу, не позволяет рассчитать показатели операционной деятельности. В итоге невозможно сравнить такие ключевые показатели, как доходность на акцию P/E, P/BV, рентабельность. Кроме того, бумаги предприятий ВПК котируются в основном в RTS Board, ликвидность по ним низкая. В результате между ценами покупки и продажи большие спреды — до нескольких процентов. Купить или продать разом большой пакет акций довольно проблематично. Однако возможность купить акции завода, который выпускает автомат Калашникова или Су-35, будоражит воображение. Тем более что в ближайшие годы расходы государства на оборону увеличатся. В этом номере мы посмотрим на милитаристские компании с точки зрения фондового рынка и выделим наиболее интересные инвестиционные идеи.