С 1 ноября пенсионные накопления «молчунов» — людей, никак не выражающих свою волю, — будут вложены ВЭБом в так называемый расширенный инвестиционный портфель. Это означает, что инвестироваться накопления будут не только в гособлигации, как раньше, но и в корпоративные облигации из котировального списка А1 и депозиты коммерческих банков.
Напомним, закон о расширении возможностей ВЭБа был принят и реализован в небывало короткие сроки и несмотря на активное сопротивление пенсионного сообщества. В июле закон прошел через Думу, а 30 сентября закончился срок приема заявлений от граждан, которые хотят остаться в прежнем, консервативном портфеле — то есть только с гособлигациями. По данным ПФР, заявления о переводе написали лишь 70 тыс. человек — для сравнения, всего ВЭБ управляет деньгами десятков миллионов будущих пенсионеров.
Такая скорость и «кривое» устройство системы (принудительный «вход» в нее и «выход» лишь по заявлению) ясно дают понять: правительство волевым усилием сделало пенсионные накопления источником поддержки для определенного круга банков и крупных компаний. Цена вопроса высока: ВЭБ управляет 450 млрд пенсионных накоплений, при этом на депозиты и долговой рынок можно теперь направить около половины портфеля.