Сыграть на иллюзии

Алина Любимская
1 марта 2010, 00:00

Как Disney Company справляется с кризисом и выгодны ли инвестиции в акции киностудий

Кассовые сборы кинокомпаний продемонстрировали, что кризис никак не повлиял на желание людей окунуться в «страну грез». При этом существует закономерность между выходом блокбастеров и ростом бумаг кинокомпаний. The Walt Disney Company занимает на «рынке иллюзий» одну из лидирующих позиций (в частности, это самая крупная по капитализации компания из всех мультимедийных холдингов, а по итогам 2009 года Walt Disney Motion Pictures, которая входит в холдинг The Walt Disney Company, отхватила 11,6% рынка киностудий с кассовыми сборами $1,2 млрд). И, несмотря на удручающую отчетность 2008–2009 годов, котировки компании рисовали восходящую кривую на протяжении всего прошлого года. Перспективы для дальнейшего развития налицо: в этом году Disney Company представит 12 новых фильмов.

Пива и зрелищ

Гениален был сатирик Ювенал, который в I веке н. э. ввел постулат Panem et Circenses («Хлеба и зрелищ»). Он искусно облек в слова основной закон манипуляции, жемчужину наследия римской демократии. Сегодня в условиях глобальной рецессии этот рычаг работает отменно. Только нашим современникам требуются не хлеб и гладиаторские бои, а ведро попкорна, бутылочка пива и захватывающий фильм. В общем, спрос на «страну грез» растет, и поэтому Голливуд далек от банкротства как никогда.

Два кризисных года, 2008-й и 2009-й, продемонстрировали рост посещаемости кинотеатров. В 2008 году, по расчетам The Motion Picture Association, сборы достигали $28,1 млрд, превысив на 5% выручку кинокомпаний в 2007-м. The Hollywood Reporter пишет, что в 2009 году кассовые сборы (во всех странах, кроме США и Канады) шести основных голливудских «монстров» — Fox, Sony, Warner Bros., Disney, Paramount и Universal — составили около $10,7 млрд. Это больше на 20%, 7% и 11%, чем в 2006, 2007 и 2008 годах соответственно.

В ближайшие годы поток зрителей в кинотеатрах будет только нарастать. Еще большее погружение в ирреальность обеспечат новые технологии 3D, которые в скором будущем заменят привычное всем «плоское» изображение. «Похоже, потребители полюбили 3D-фильмы. Продажи билетов на 3D обогнали обычные на 60% еще в 2008 году, что обусловлено большими ожиданиями», — говорится в прошлогоднем исследовании Nielsen Company. Следующим шагом будет переоборудование залов для просмотра в формате 4D. В феврале этого года в Южной Корее появилось несколько кинотеатров прокатной сети CJ-CGV, где стереоскопические эффекты усиливаются осязательными и обонятельными. Двигаются кресла, ощущаются брызги воды, запахи и дуновение ветра. Инновацию пока опробовали только на фильме «Аватар», однако владельцы CJ-CGV планируют продвигать формат 4D и дальше. Билеты на такой сеанс стоят в три раза дороже, чем на обычный, однако людей это совершенно не отпугивает.

Mickey Mou$e

Отличие Диснея от всех кинокорпораций — в размахе, масштабе, диверсификации и ориентации на семейную аудиторию. Disney — безусловный лидер в сегментах мультфильмов и детского кино. А началось все в 1923 году с небольшой студии в Голливуде и рисованного мышонка Микки, которого придумали Уолт и Роб Дисней. В 1955 году открылся первый развлекательный парк Disneyland Resort в городе Анахайм, в 1996-м компания купила телекомпанию ABC, а в 2006 году поглотила своего давнего партнера Pixar. Сегодня Disney Company — это империя, где работают 144 тыс. человек, конгломерат из пяти бизнес-сегментов с рыночной капитализацией $57,06 млрд (для сравнения: стоимость Time Warner Inc. оценивается рынком в $31,15 млрд).

В прошлом году дела у Disney Company шли не очень хорошо, что совершенно не мешало ее акциям демонстрировать четкий восходящий тренд (см. график). По итогам 2009 года чистая прибыль компании упала на 25%, до $3,3 млрд. Прибыль на акцию снизилась до $1,78 с $2,34 в 2008 году. Disney объясняет это падением спроса на рекламу (съемки рекламных роликов — одна из существенных статей дохода корпорации) и посещаемости своих парков на фоне глобального кризиса. В годовом отчете руководство Disney Company честно предупредило инвесторов о дальнейших рисках для бизнеса компании. В их числе такие факторы, как негативные изменения в экономике в США, нестабильность на финансовых рынках, изменение потребительских вкусов и предпочтений, прогресс в технологиях и способах потребления развлекательных продуктов, нарушение авторских прав и угроза со стороны «пиратов».

Отдельный риск — сезонность некоторых бизнес-сегментов компании. Например, объем рекламных заказов на телеканалах сокращается летом и растет осенью. Пик посещаемости парков и зон отдыха приходится на лето, а прибыль от производства фильмов зависит от нескольких факторов — времени выхода премьеры, совпадения этого момента с сезоном отпусков или каникул. Дополнительно подпортить настроение акционеров может текущее слияние Disney Company с производителем комиксов Marvel, которое может на некоторое время размыть стоимость акций. (Компания купила Marvel в августе прошлого года за $4 млрд и получила права на 5 тыс. персонажей Marvel, в том числе Spider Man, X-Men и Iron Man.)

Тем не менее надо отдать должное руководству Disney: в последнее время управляющие менеджеры стараются держать нос по ветру. То есть следуют тенденции ухода молодежи от традиционного в прошлом поведения зрительской аудитории. Теперь у Disney Company новая концепция дистрибуции контента: на сайтах Disney предоставляется услуга скачивания фильмов, игр и телепередач. Разработаны игрушки специально для iPod и iPhone, введен новый формат Blu-ray.

В числе плюсов для финансового положения Disney — избавление от «дочки», студии Miramax, которую компания задумала продать еще шесть лет назад. Потенциальными покупателями выступают Summit Entertainment, Lions Gate Entertainment Corp. и The Weinstein Company (TWC), цена сделки колеблется между $500 млн и $800 млн. Конфликт между Disney Company и дочерней киностудией уходит корнями в 2004 год. Тогда управляющие и основатели Miramax Боб и Харви Вайнштейны намеревались финансировать прокат в США документального кино Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» (фильм о деловых контактах Бушей с семьей бен Ладенов, завоевал «Золотую пальмовую ветвь» 57-го Каннского кинофестиваля). Disney Company была категорически против демонстрации нашумевшего кино по своим телеканалам. В ответ Вайнштейны сами выкупили ленту за $6 млн. После чего менеджмент Disney, от греха подальше, принял решение продать киностудию. Сегодня медиагигант утверждает, что производство малобюджетного независимого кино Miramax (среди таких фильмов, кстати, ленты Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» и «Убить Билла») не соответствует концепции Disney Company.

Вместе с Обамой

 pic_text1

В начале этого финансового года (финансовый год 2009–2010, начавшийся в октябре. — Прим. D) Disney Company продемонстрировала удовлетворительный старт. Чистая прибыль по итогам первого квартала 2010-го достигла $844 млн. Для сравнения: в первом квартале прошлого финансового года этот показатель составил $845 млн, так что кризис почти не сказался на финансовых потоках Disney Company. Прибыль на акцию (EPS) — $0,44 ($0,45 в прошлом году). «Мы довольны результатами первого квартала и в восторге от наших креативных направлений: новых фильмов “Алиса в стране чудес” и “Истории игрушек 3”, а также новых аттракционов в парках и зонах отдыха», — говорит президент компании Роберт Айджер. Тем не менее в сегменте инноваций и интерактивных продуктов компания пока не вышла на достойный уровень. Продажи Disney Online («дочка», занимающаяся разработкой компьютерных игр) за первый квартал сократились на 29%, до $221 млн, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. И это при том, что в целом подразделение Interactive Media, в которое входят разработчики игр Disney Interactive и Disney Online, продолжает приносить корпорации только убытки.

Одновременно с обнадеживающей статистикой по первому кварталу Disney Company в начале февраля опубликовала и другую позитивную новость: сотрудничать с ней будет супруга президента США Мишель Обама. Речь идет о госпрограмме по борьбе с ожирением среди детей под названием Let’s Move! («Давайте двигаться!»). В рамках проекта предусмотрены новая концепция питания и увеличения физической нагрузки для школьников, а также пропаганда здорового образа жизни. Disney Company создаст серию социальных роликов для Disney Channel, Disney XD, Radio Disney и сайта Disney.com. В проекте примут также участие медиагиганты NBC, Universal и Viacom. Рынок позитивно отреагировал на эту новость: по итогам торговой сессии 10 февраля акции Disney выросли с $29,16 до $30,03.

«Лонг» по Джонни Деппу

Весь конгломерат компаний Disney — это кинематограф, мультипликация и компьютерная графика, так что от новых и удачных идей для контента (новых кинохитов, оригинальных персонажей) зависят все сегменты бизнеса компании. Посещение тех же Диснейлендов обусловлено изобретательностью художников, сценаристов и режиссеров Motion Pictures (подразделение, включающее восемь кинокомпаний «Дисней» — Walt Disney Pictures, Touchstone Pictures, Hollywood Pictures, Miramax Films, Walt Disney Animation Studio, Pixar Animation Studio, Disney Nature, ImageMovers Digital). После выхода кассового фильма бумаги любого кинопроизводителя, в том числе и Disney Company, летят вверх по меньшей мере в течение двух недель после премьеры (см. таблицу).

В 2010 году «Дисней» готовит 12 кинокартин, однако не все будут способны собрать большую кассу. Судя по всеобщему пиару в СМИ и помпезной презентации на сайте Walt Disney Pictures, самым кассовым станет «Алиса в стране чудес» (Alice in Wonderland) в формате 3D. Это будет первая работа, которую Disney представит в 2010 году, премьера назначена на 5 марта. Бюджет — около $250 млн (по данным Movie Insider), режиссер — Тим Бертон. А следующий революционный блокбастер — «Пираты Карибского моря 4» (Pirates of the Caribbean: on Stranger Tides) — появится на киноэкранах только 20 мая 2011 года. Так что, если вы хотите попробовать заработать на «эффекте блокбастера», покупать акции Walt Disney Company нужно накануне 5 марта 2010 года, как раз перед появлением на экранах Безумного шляпника в исполнении Джонни Деппа.

Кстати, нельзя сказать, чтобы в прошлом году Walt Disney был щедр на блокбастеры. В числе выпущенных в прокат 16 фильмов и мультиков только один собрал достойные кассовые сборы $723 млн — «Вверх» (Up). Эта цифра, конечно, не идет ни в какое сравнение с «Пиратами Карибского моря: сундук мертвеца» (Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest), который в 2006 году собрал более $1 млрд.

В целом Disney — один из самых успешных игроков индустрии развлечений, по крайней мере, по капитализации компания обгоняет своих основных конкурентов — Time Warner Inc. и CBS Corporation (см. таблицу). Но, несмотря на все позитивные факторы, большинство аналитиков рекомендуют держать акции компании.