Игры

Егор Москвитин
26 апреля 2010, 00:00

Толкиен жив

 pic_text1

«Dragon Age: Начало — Пробуждение»

В продаже с 19 марта

Издатель в России: Electronic Arts

Жанр: ролевая игра

Сложные ролевые игры какое-то время считались вымирающим жанром. Вчерашние фанаты выросли, стали зарабатывать деньги и уже не могут себе позволить часами просиживать за приключениями орков и хоббитов. У школьников времени полным-полно, но они зарегистрированы на торрентах и платить за игры не желают.

По иронии судьбы ренессанс жанра случился одновременно с финансовым кризисом. То ли люди стали проводить больше времени дома, то ли возникла необходимость в сказочных мирах, где никто не знает слова EBITDA, но факт остается фактом: после 2008 года крупных ролевых игр стало слишком много. Эпопея Mass Effect оказалась аналогом «Звездных войн», Fallout 3 занял нишу научной фантастики, проект Dragon Age дополнил фантазии Толкиена.

В этой странной игре все как в Средиземье, то есть с больших букв: Древняя Магия, Орден Хранителей, Великий Поход и Все Такое. На сцене — знакомые архетипы: ворчливый гном, подозрительный эльф, совестливый паладин, девушка-вор, Бильбо какой-нибудь Бэггинс. Вопросы на повестке дня соответствующие: убить чародея, снять с замка осаду, остановить набег орков. Награды предсказуемы: новые титулы, заклинания, доспехи, клинки и приемы. Срок заключения игрока в мире Dragon Age, по разным оценкам, составляет от трех до шести месяцев. Порой даже кажется, что эта сказка не кончится никогда.

Обычно такие проекты не очень успешны: кому охота столько торчать перед компьютером, когда за окном мир, труд, май? Но Dragon Age очень изобретательно решает проблему фэнтези, с которой долго не могли справиться кино и литература. Игра не ставит никаких постмодернистских опытов над жанром, не занимается сомнительными пародиями и не упрощает сюжет до совсем уж детсадовской байки. Вместо этого авторы населяют откровенно инфантильную вселенную вполне зрелыми и непростыми характерами. Все самое интересное здесь происходит не в битвах, а на привалах. У каждого члена отряда свои убеждения, цели и взгляды. И очень хорошая память. Так что готовьтесь: после каждого поступка вас будут не только хвалить, но и осуждать, шантажировать и, возможно, даже проклинать. Самое смешное, что игнорировать выдуманных друзей невозможно: известны случаи, когда суровые в реальной жизни дядьки, загрузив Dragon Age, вдруг начинали лебезить перед компьютерными троглодитами. Занятный эксперимент над собой.

Строй подряд

 pic_text2

«Settlers 7: Право на трон»

В продаже в апреле

Издатель в России: «Новый диск»

Жанр: стратегия в реальном времени

Строительная стратегия Settlers страшно похожа на учебник по микроэкономике, только богато иллюстрированный, доступно написанный и интересный. Чтобы построить средневековый город, приходится вникать в кучу проблем: налаживать цепочки производства, регулировать рынки, решать логистические задачки — та еще, в общем, работка. Горожане при этом категорически не согласны быть простыми исполнителями. У них, видите ли, куча насущных проблем — в районе нет церкви, не ладится личная жизнь, а цены на пиво вообще возмутительные. Но — будто всего этого мало — на сцену постоянно лезут какие-то внешние силы. Колумб открывает Америку, инквизиция преследует гениальных ученых, варвары стоят у ворот. А король присылает все новые поручения: выковать сто мечей, расправиться с оппозицией, устроить турнир и охоту. В общем, не жизнь, а кошмар, но геймерам нравится.

За 17 лет существования сериала вышла дюжина игр, каждая из которых заработала миллионы долларов, собрала кучу наград и спровоцировала лавину подделок. Феномен достиг такого масштаба, что в индустриальной прессе специально для Settlers придумали термин «немецкая школа стратегий». Выпускники у этой школы что надо.