Конгресс США сдает «Энергии»

Разработка ракет нового поколения в США заморожена, а РКК «Энергия» заключила с NASA новый более выгодный договор на доставку космонавтов к МКС

В прошлом году индексный комитет биржи РТС рассматривал вопрос о включении в лист ожидания индекса РТС-2 акций ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева. Большинство проголосовало «против». По той простой причине, что компания серьезно полностью зависит от государственных заказов и в условиях секретности оценивать перспективы ее бизнеса сложно. Таким предприятиям никогда не быть «голубыми фишками», как, впрочем, и всем остальным предприятиям ВПК.

Об РКК «Энергия» мы писали год назад (см. «Космические акции», D' №6 от 23 марта 2009 года). За это время акции компании выросли на 260%, а индекс РТС — на 100%. Годовой отчет компании за прошлый год пока не опубликован, и финансовый результат неизвестен. Но акции уже почти год скупают с биржи, и эта скупка может продолжиться.

В преддверии Луны

РКК «Энергия» — одна из ведущих мировых компаний в области ракетно-космического машиностроения. Она имеет стабильный портфель государственных заказов, обладает уникальным опытом и технологиями, является ведущим подрядчиком Федерального космического агентства и Международной космической станции (МКС). Напомним, что именно «Союзы» корпорации «Энергия» доставляют на МКС грузы и людей наряду с американскими шаттлами. Эти запуски обеспечивают большую часть выручки компании. При этом в 2009–2010 годах «Энергия» увеличила количество запусков — причиной стало увеличение экипажа МКС с трех до шести человек. Теперь, чтобы доставлять экипаж на станцию, необходимо запускать четыре транспортных корабля «Союз ТМА» в год.

Также немаловажным фактором для «Энергии» стало выделение государством в прошлом году более $2,5 млрд на поддержку космической отрасли, часть которых получила корпорация. Только один трехлетний контракт с Роскосмосом по созданию пилотируемых и транспортных грузовых кораблей принес «Энергии» 8,32 млрд руб.

Вообще строительство кораблей «Союз ТМА» и грузовых «Прогрессов» финансируется из федерального бюджета, но еще в конце 2008 года генеральный директор РКК «Энергия» Виталий Лопота заявлял, что государственных средств на весь срок строительства кораблей не хватает и компания вынуждена брать кредиты. Возможно, из-за этого в последнее время финансовое положение корпорации ухудшилось. С каждым кварталом наблюдалось значительное уменьшение чистой прибыли. В третьем квартале 2009 года по сравнению со вторым снижение данного показателя составило 144 млн руб., а в четвертом «Энергия», по предварительным данным, и вовсе понесла убыток 322 млн руб. Такое явление в самой компании объяснили неритмичностью сдачи работ заказчикам по основной хозяйственной деятельности (научные разработки). Действительно, многие госконтракты «Энергии» не были выполнены в срок. При этом краткосрочная задолженность составляет около 20 млрд руб. Реестр акционеров, участвующих в годовом собрании и претендующих на получение дивидендов, будет закрыт 4 мая 2010 года. На высокие дивиденды рассчитывать смысла нет.

Биржевые котировки

На графике цены акций «Энергии» на ММВБ видно, что в марте 2009 года падение до минимума 1250 руб. сменилось резким ростом, который продолжился до сентября. Отметим, что корпорация в июле 2009-го объявила о том, что пакет акций UBS AG увеличился с 1,9 до 5,8%. Так как информации о том, что у кого-то из крупнейших акционеров доля в компании уменьшилась, не было, можно сделать предположение: такой сильный рост цены бумаг был обусловлен их скупкой на бирже.

Цена приостановилась на отметке 10 тыс. руб. (при очень скромных объемах торгов). И только в марте 2010 года акции «Энергии» начали расти, достигнув 11,5 тыс. руб. Акция не входит в топ-100 ликвидных бумаг, поэтому применять к ней методы технического анализа не совсем уместно, но все же следует отметить нехарактерную для таких акций второго эшелона «техничность». Стоимость растет четко по линии тренда, которая является и линией поддержки. Сейчас мы наблюдаем «бычий клин», и рост акций может продолжиться до 14–15 тыс. руб.

  Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В принципе уникальное положение РКК «Энергия» в области разработки и создания космических кораблей обещает компании хорошие перспективы в среднесрочном плане. Такие прогнозы основываются на нескольких факторах. Во-первых, американский «Спейс шаттл» должен закончить полеты в конце 2010 года — к этому времени предполагается достроить МКС. Во-вторых, в начале февраля 2010-го NASA приняло решение заморозить космическую программу «Созвездие», а также разработку космического корабля «Орион» и ракет-носителей «Арес». Окончательное решение должен принять Конгресс США, но Барак Обама уже высказывался в пользу отмены программы. В последние пять лет государственные затраты США на космос составляли порядка $16–18 млрд в год.

При этом Россия пока не приостанавливала свои космические исследования. Накануне Дня космонавтики, 7 апреля, Роскосмос объявил итоги конкурса на разработку и создание космической пилотируемой транспортной системы нового поколения — неофициальное название «Русь». Победителем стала «Энергия», которая за 800 млн руб. к середине текущего года должна выполнить эскизное проектирование системы. Предполагается, что корпорация будет использовать имеющиеся разработки системы «Клипер», которые были приостановлены в 2006 году. По планам в 2015 году должны начаться летные испытания новой техники, в 2018-м может состояться первый пилотируемый запуск.

Если использование шаттлов действительно будет свернуто, то «Энергия» получит монополию на запуск пилотируемых кораблей к МКС. В апреле текущего года NASA заключило новый договор с Роскосмосом о доставке американских астронавтов на МКС на 2013–2014 годы. Контракт обошелся американцам более чем в $330 млн, ведь теперь за доставку одного астронавта на МКС американская сторона будет платить не $26 млн, как сейчас, а $55 млн. Это должно обеспечить «Энергии» хороший денежный поток. Весь вопрос в том, насколько разумно концерн им распорядится.

В более далекой перспективе, по словам главы корпорации, «Энергия» планирует создать системы для пилотируемых полетов к Марсу. К 2017-му должны быть созданы двигатели, использующие ядерную энергию, а к 2020–2025 годам Россия будет иметь на орбите базу для сборки межпланетных кораблей. Но все это дела довольно далекого будущего. А сейчас акциям компании еще есть куда расти: в 2008 году их стоимость в РТС составляла $650, а сегодня — $400. При этом вывод акций на ММВБ положительно отразился на их ликвидности и привлекает новых акционеров.

Финансовые показатели РКК «Энергия»
История дивидендных выплат РКК «Энергия»
Крупнейшие акционеры РКК «Энергия» (май 2009 года)

Новости партнеров

«D`»
№8 (95) 26 апреля 2010
В гости к дяде Сэму
Содержание:
Поход за океан

Открытие брокерского счета в США — одна из элементарнейших операций, однако на пути российского инвестора обязательно возникнут подводные камни

Реклама