Сублимация финансового ликбеза

Сергей Балаковский
26 апреля 2010, 00:00

Зачем Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) на средства брокеров и бирж решила покататься в арендованном у РЖД поезде по российским регионам

Однажды руководитель ФСФР Владимир Миловидов решил в порядке повышения своего кругозора посмотреть передачу «Рынки» на РБК ТВ и был неприятно удивлен ошибками, которые допускали как сами ведущие, так и приглашенные ими знатоки. Одна из самых ярких звезд в мире финансовой аналитики Степан Демура, поминая всуе Америку, все время произносил «Дау Джонс», хотя Владимир хорошо помнил, как именно это непонятное для него словосочетание излагалось на бумаге: Dow Jones. «Почему обязательно надо все коверкать и искажать? — с раздражением подумал он. — Ведь это слушают наши простые люди где-нибудь в самарской глуши. Неужели трудно произнести так, как написано, — Дов Джонес? Надо срочно что-то предпринимать, иначе эти звезды окончательно ввергнут народ в пучину финансовой безграмотности».

Вскоре от руководителя последовало указание специальной экспертной группе при ФСФР в кратчайший срок внести конкретные предложения о способах противодействия звездам и методах финансового просвещения населения.

После мозгового штурма, на котором была перебрана масса всевозможных вариантов, решено было предложить руководству службы сформировать отряд добровольцев и направить его в массы с благородной миссией приобщения последних к азам финансовой грамотности. Отряд предлагалось сформировать из самых уважаемых представителей финансовой элиты: членов самой экспертной группы, чиновников ФСФР, биржевиков, брокеров и управляющих. Звездам-невеждам путь в отряд был закрыт. С ними разобрались очень просто.

С народом было гораздо сложнее. Члены экспертной группы прекрасно сознавали, с каким объектом придется иметь дело, но трудности их не пугали.

На очередном совещании Владимир Дмитриевич идею снаряжения отряда в целом одобрил, но потребовал конкретизировать детали.

«Меня очень беспокоят две вещи, — пояснил он свою мысль. — Две наших извечных беды: дураки и дороги. Можно как-нибудь обойтись без них?» — «Непростая задача, — задумались члены экспертной группы, — хотя если арендовать у РЖД поезд с люксовыми вагонами, заодно поддержать хорошую отечественную компанию, то вопрос дорог будет решен. А деньги на это пусть дадут брокеры и биржи. Не согласятся — отберем аттестат ФСФР у генеральных директоров, а то и брокерскую лицензию за отмывание денег, или устроим маски-шоу. Не впервой». Глава ФСФР потупил взор и сказал: «Вот и хорошо, только мне, чур, штабной вагон!»

Как только первый вопрос был благополучно утрясен, Миловидов перешел к главному: «Господа, как именно будем ликвидировать безграмотность? Какие найдем слова, чтобы проникли они народу в самую душу? Как уговорить огромные массы наших недоверчивых Буратин взять свои сольдо, принести их на фондовое поле чудес и закопать в нужном нам месте? Вносите предложения».

«Предлагаю быть ближе к людям. Как в Испании! — живо откликнулся “папа российского фондового рынка”, по совместительству председатель экспертной группы и глава биржевого союза Анатолий Гавриленко. — В Испании никто и никогда не умничает, приобщая массы к высоким ценностям. Это я вам говорю, Дон Кихот номер два!» — «Как это?» — попросил уточнить Миловидов.

«Чтобы привлечь народ к искусству правильного инвестирования, нужны простые и понятные слова, — начал развивать свою мысль Анатолий Григорьевич. — Возьмем технический анализ. К примеру, если рынок упал, но делает попытки подняться, то наши умники-аналитики обязательно скажут, что на графиках нарисовалась фигура “двойное дно”. А ведь на самом деле это всего-навсего “жопа”! Потому что, когда рынок на дне, мы все с вами действительно именно в этом самом месте!»

«Так-так! — оживился Миловидов. — Мне определенно нравится данный подход, даже я что-то уже начинаю соображать, чего уж говорить о народе! Главное, что после “жопы” пойдем в рост, правильно я понял? А будем расти — люди к нам сами валом повалят и денежки свои понесут! Ладно, а когда вырастем, что массам-то говорить будем?»

«А то! — победоносно осмотрел “папа” собравшихся. — Когда мы наверху, наши корифеи опять начинают мудрствовать, дескать, вот вам “двойная вершина”. А на самом-то деле что, если приглядеться?» — «Что?» — хором переспросили участники. «Грудь, товарищи! Целых две! Так что мужики сами прибегут, а за ними и дамы из любопытства подтянутся!»

«Неинтеллигентно все это. Я, конечно, только два раза в жизни видел частных спекулянтов-инвесторов, но не припомню, чтобы они так выражались», — сказал Миловидов и забарабанил тонкими пальцами аристократа по клавиатуре компьютера, набирая в «Яндексе» «Фондовый рынок жопа» для проверки.

Участники заседания во главе с Миловидовым погрузились в молчание. Воображение некоторых представляло аппетитные фигуры технического анализа «двойное дно» и «двойная вершина» самых разнообразных конфигураций и размеров. «Папа», прикрыв глаза, тихо мечтал о том, чтобы к 2018 году около 20% взрослого населения России принесло деньги на биржу, а в голове Миловидова созревала интеллигентная трактовка прямолинейной концепции ликвидации финансовой безграмотности: «Папа, мама, я — инвесторов семья»*.

* Отчет Владимира Миловидова о посещении на поезде Нижнего Новгорода «Папа, мама, я — инвесторов семья» на сайте www.investor.ru.