О малом бизнесе, кредитах и РЖД

Евгений Замковский
26 апреля 2010, 00:00

Сколько себя помню, столько и слышу: малый бизнес есть основа основ экономической стабильности, движущий фактор экономического развития. Возможно, так и должно быть. Однако сегодня на долю «малышей» приходится не более 12–14% объема ВВП (для сравнения: в Китае порядка 60%), и никакая федеральная или уж тем более региональная программа, связанная с их развитием, до сих пор была не в силах переломить сложившуюся ситуацию.

В последнее время определенные надежды связывают с недавно одобренным правительством проектом закона о микрофинансовых организациях, предусматривающим создание правовых основ для развития рынка микрокредитования. Именно он, по мнению разработчиков, должен явиться тем локомотивом, который стимулирует предпринимательскую активность и обеспечит доступные условия заимствований для малого бизнеса.

Ну что же, мысль понятна. Думаю, что она не меньше других заслуживает внимания, так как из-за отсутствия должной заинтересованности со стороны банков именно ниша микрокредитов является относительно свободной. Таким образом, остается дело за малым: надо взять лопату и начать копать, дабы впоследствии неприметные куски грунта превратились в золотые дублоны. Однако следует отметить, что подобное начинание не такая уж и новинка, как это может показаться на первый взгляд. Сейчас на рынке микрокредитования уже работает ряд структур, и вряд ли скромные результаты их деятельности вызваны исключительно отсутствием вышеупомянутого закона. Скорее всего, все значительно сложнее, и аморфность рынка микрокредитования обусловлена в первую очередь сугубо экономическими проблемами, которые в конечном итоге и являются непреодолимым препятствием на пути его развития.

Если же абстрагироваться от проблем малого бизнеса и рассмотреть вопросы выдачи займов в масштабе общественной значимости, то опять же не совсем понятно, почему именно этой теме уделяется столь пристальное внимание. Кто сказал, что расширение кредитования в какой бы то ни было области в обязательном порядке должно являться предтечей экономического роста, а увеличение ВВП напрямую связано с его темпами? Кто вывел эту аксиому, назовите фамилию? И если, к примеру, в США такая взаимосвязь имеет право на существование и степень влияния кредитного рынка трудно недооценить, то почему это должно иметь такое же отношение к нам? Не говоря уже о нашей ментальности и национальной самобытности, способной перевернуть все с ног на голову и стать доминантой любого экономического начинания, будь то развитие отечественного автопрома или не в меру затянувшаяся реконструкция Большого театра. Ведь получается, что в конечном итоге важен не столько сам факт предоставления финансовых ресурсов, сколько эффективность их использования, причем безотносительно того, государевы ли это деньги или частные. И объемы просроченной задолженности, которые накопились на балансах кредитных организаций в результате бездумного или нерационального использования займов, — лишнее тому подтверждение. Все это наталкивает на мысль о том, что в споре между яйцом и курицей за право называться первой важнее другое, а именно та среда, в которой они обитают. Ибо в кипятке быстро сварится и то и другое, и шансы на выживание у них одинаковы.

 pic_text1 Фото из личного архива
Фото из личного архива

Некоторое время назад мне на глаза попалась достаточно любопытная информация. Агентство «Финмаркет» со ссылкой на одного из руководителей РЖД сообщило о том, что ОАО «Российские железные дороги», анализируя собственные перспективы развития, предполагает выйти на докризисный уровень грузоперевозок в 2013–2015 годах. Людям свойственно ошибаться, и не исключено, что реальное положение дел в конечном итоге будет отличаться от сегодняшних оценок. Однако уже сам факт появления такой информации заслуживает более пристального к ней отношения.

По всей видимости, не раскрою большого секрета, если скажу, что объем грузоперевозок является одним из важнейших индикаторов экономического развития и, в отличие от фондовых индексов, относится к реальному сектору экономики, причем как по линии импорта, так и экспорта. А если учесть еще, что на долю РЖД и его дочерних структур приходится порядка 60% российского вагонного парка и более половины общего объема грузопотока, то значимость этого показателя приобретает совершенно иное значение. Ведь он, по сути, указывает на то, что восстановительный период экономики может существенным образом затянуться и достичь докризисного уровня развития можно будет не раньше чем через три-пять лет. Вот и скажите теперь, будет ли в таких условиях кому-то дело до малого бизнеса или уж тем более до микрокредитования? Ответ, как мне кажется, напрашивается сам собой.