«Транснефть» в своем репертуаре

Москва, 26.04.2010
Рынок наводнили слухи о скором размещении акций «Транснефти». Менее чем за месяц привилегированные акции компании подорожали почти на 50%. Только вот объективных причин за этим ростом не кроется

На слухах о возможном размещении акций «Транснефти» привилегированные акции компании за месяц (с середины марта до середины апреля) выросли почти на 50%. Провести SPO совету директоров компании предложили миноритарии, которые посчитали, что повышение прозрачности приведет к кардинальному росту капитализации, а кроме того, компании неплохо бы привлечь деньги под новые проекты. При этом, по мнению большинства аналитиков, размещение в ближайшее время маловероятно. Это подтвердил и президент «Транснефти» Николай Токарев: 19 апреля он публично объявил, что «если и будет допэмиссия, то, конечно, ее выкупит государство как единственный акционер, не имея в виду никаких других вариантов — ни IPO, ни какой-либо продажи, ни конвертации». «Я считаю, что здесь есть стремление создать какой-то определенный ажиотаж, поднять, насколько это будет возможно, стоимость “префов” и потом отфиксироваться», — добавил Токарев в интервью «Интерфаксу».

«Транснефть» примечательна тем, что при отсутствии торгов обыкновенными акциями на бирже торгуются привилегированные. 100% обыкновенных акций компании находятся в собственности государства. На привилегированные приходится 25% капитала; около 17% «префов» торгуются на ММВБ и РТС. Компания управляет российскими магистральными нефтепроводами и транспортирует более 90% российской нефти. В собственности «Транснефти» находится почти 50 тыс. км магистральных нефтепроводов.

Привилегированные акции «Транснефти» торгуются дешево по сравнению с иностранными аналогами. Так, коэффициент EV/EBITDA на 2010 год для «Транснефти» составляет 2,8, для иностранных аналогов — 8,8–12. Но фундаментальные причины роста теоретической капитализации компании пока отсутствуют, а если и имеют место, то касаются далекой перспективы.

Сейчас компания планирует построить новый нефтепровод Заполярный—Пурпе, который соединит ряд месторождений на Ямале с системой магистральных нефтепроводов. Его строительство может обойтись в 50–60 млрд руб.

В этом году, скорее всего, «Транснефть» направит 25% чистой прибыли на дивиденды по обыкновенным акциям и 10% по привилегированным. Это означает, что размер дивидендов составит около 250 руб. на привилегированную акцию, а дивидендная доходность окажется ниже 1%.

«Прогноз по росту наших акций интересный — они будут стоить больше 50 тыс. руб. (в настоящий момент “Транснефть” торгуется на уровне 32–33 тыс. руб. за акцию. — Прим. D'). Пусть это будет на совести тех рейтинговых агентств, которые считают (прогнозные цены. — Прим. D'). В любом случае нас это радует, и, думаю, владельцев “префов” тоже», — высказался Токарев. Опрошенные D' аналитики больше президента компании склонны к оптимизму.

Александр Бурганский, аналитик «Ренессанса капитал» по нефтегазовому сектору

Размещение акций «Транснефти» вполне возможно. Для инвесторов это будет позитивно, поскольку режим регулирования компании тогда станет более определенным. Сейчас нельзя сказать, что этот режим является долгосрочным, как хотелось бы. Прояснение долгосрочных перспектив повысит ликвидность бумаг, а также улучшит отношение к миноритариям. Если размещение будет иметь место в ближайшее время, государство вряд ли станет выкупать эмиссию, поскольку правительство достаточно четко дало понять, что не заинтересовано инвестировать в инфраструктурные проекты напрямую, если существует возможность привлечения средств частного капитала. Мы рекомендуем покупать привилегированные акции «Транснефти», целевая цена которых, по нашим оценкам, составляет $1816 за штуку.

Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ капитал»

Привилегированные акции «Транснефти» в последние недели росли за счет новости о возможном размещении и улучшении финансовых результатов компании по РСБУ, что обещало, пусть и незначительное, увеличение дивидендов. Но сказать, состоится ли допэмиссия, пока сложно. Прежнее руководство компании довольно прохладно относилось к публичности, а также к миноритариям. Позиция на федеральном уровне пока неизвестна: категорического «нет» мы не слышали, но и заинтересованности тоже не наблюдали. И вообще подготовка к размещению весьма длительный процесс. Необходимо правильно определиться с площадкой, провести грамотное road show. Что касается площадки, возможно, Россия будет для «Транснефти» не так уж привлекательна. Тогда встает вопрос о целесообразности проведения размещения на Лондонской бирже или в Гонконге, где проведение IPO стало сейчас всеобщим трендом благодаря наличию ликвидности у азиатских инвесторов.

Вообще компания весьма интересна для инвестирования: ее выручка стабильна и мало зависит от циклов, проводится индексация тарифов, компании есть куда расти. При выходе на размещение для осуществления озвученных сравнительно небольших трубопроводных проектов было бы достаточно привлечь $500 млн, или 5% от условно рассчитанной капитализации. Хотя предлагать 5% акций на размещении не совсем солидно и не везде возможно. Но какой бы объем акций ни предложили к размещению, он будет выкуплен рынком. Вопрос лишь в том, насколько будет переподписана книга заявок.

Несмотря на всю привлекательность, я считаю привилегированные акции «Транснефти» сложной бумагой. «Префы» плохо коррелируют с выходом новостей и очень волатильны. Думаю, выше $1020–1070 их не стоит покупать, хотя целевая цена этих акций, по нашим оценкам, составляет $1380–1550 за штуку.

Денис Борисов, аналитик Банка Москвы

Инвесторам понравилась идея возможного размещения акций «Транснефти», но, на наш взгляд, в данный момент размещение маловероятно по ряду причин.

Во-первых, чтобы не просто продать акции, а продать их по максимально возможной цене, необходима длительная подготовка. Например, «Роснефть» готовилась к своему IPO полгода. Во-вторых, бумаги нефтегазового сектора сейчас не пользуются особенной популярностью со стороны инвесторов. В-третьих, кредитные возможности «Транснефти» еще далеко не исчерпаны. Сейчас, когда ставки упали, компании будет проще привлечь капитал на рынках заемного финансирования. Кроме того, если «Транснефть» даже и решится на IPO, акции, скорее всего, купит государство.

Хотя теоретически в долгосрочной перспективе размещение возможно. Если учесть, что после окончания строительства запланированных проектов капитальные вложения компании будут низки, года через два-три можно будет продать акции по очень высокой цене.

Павел Сорокин, аналитик по акциям «Юникредит секьюритиз»

Акции «Транснефти» были дешевыми и без новости о размещении, хотя она, безусловно, оказала влияние на рост котировок. Размещение могло бы положительно отразиться на компании в целом и на ее бумагах. Можно было бы расширить объем инвестиционной программы, получить рыночную оценку, повысить ликвидность бумаг, улучшить прогнозы. Но бумаги «Транснефти» в этом году не включены в приватизационную программу. Это означает, что новый проект по строительству нефтепровода, скорее всего, будет финансироваться за счет допэмиссии в пользу государства, заимствований или роста тарифов. Мы рекомендуем держать «префы» «Транснефти» с потенциалом падения –30%. Мы оцениваем бумагу в $818.

Тимур Саликов, портфельный управляющий «Allianz РОСНО управление активами»

Миноритарные инвесторы «Транснефти» уже давно говорили, что неплохо было бы провести размещение, однако, судя по комментариям руководства компании, говорить об этом пока рано. Более того, государство никогда не заявляло о планах по публичному размещению акций компании. Сейчас привилегированные бумаги «Транснефти» торгуются с дисконтом по отношению к мировым аналогам. Значит, инвесторы не верят в то, что часть пакета, принадлежащего государству, в ближайшем будущем будет продана. На рынке также существует мнение, что государство рассматривает компанию не как рыночную (то есть не считает, что она должна приносить прибыль), а скорее как инфраструктуру, необходимую для транспортировки нефти. И в будущем, когда основные инвестиционные проекты будут завершены, тарифы компании будут покрывать только текущие расходы.

Учитывая значительный долг компании, проект с новым нефтепроводом, скорее всего, будет финансироваться за счет эмиссии в пользу государства. Еще одним вариантом привлечения средств для инвестирования в проект является увеличение тарифов на прокачку нефти, например переход на RAB. Однако из-за существенной налоговой нагрузки в нефтяной отрасли дополнительное значительное увеличение расходов вряд ли найдет поддержку у нефтяных компаний.

На мой взгляд, покупать привилегированные акции «Транснефти» стоит, только если у вас есть вера в то, что компания в будущем повернется к инвесторам лицом и во главу угла будет ставить рост капитализации. Пока таких целей у ее менеджмента нет — инвестиции в ее акции могут носить только спекулятивный характер.

Новости партнеров

«D`»
№8 (95) 26 апреля 2010
В гости к дяде Сэму
Содержание:
Поход за океан

Открытие брокерского счета в США — одна из элементарнейших операций, однако на пути российского инвестора обязательно возникнут подводные камни

Реклама