Вагон, полный денег

Москва, 17.05.2010
«D`» №9 (96)
В ближайшие два года Транскредитбанк (ТКБ) может провести полноценное IPO. Чтобы поднять инвестиционную привлекательность, руководство банка затеяло масштабную реорганизацию

Среди акций банков «голубых фишек» всего две — Сбербанк и ВТБ. Неплохой ликвидностью обладают также бумаги банков «Возрождение» и «Санкт-Петербург». Однако уже в ближайшее время этот список может пополниться новыми. «Дочка» РЖД, Транскредитбанк, так же как и Газпромбанк, в ближайшее время может провести IPO. Причем, несмотря на то что интересы транспортной монополии не менее широки, чем монополии газовой, РЖД, в отличие от «Газпрома», не стремится перебросить непрофильные активы на баланс своей «финансовой дочки». В глазах инвесторов это скорее плюс, чем минус.

Путевой обходчик

Несмотря на то что банк является одним из лидеров отрасли (16-е место по объему активов на конец 2009 года), его акции не пользуются большим спросом. Одна из причин — низкая ликвидность: например, если по бумагам Сбербанка на прошлой неделе было совершено более 100 тыс. сделок, то по акциям ТКБ — всего около 100. «Низкая ликвидность связана с низким free float акций, ведь РЖД напрямую или опосредованно владеет 94% банка», — указывает аналитик Альфа-банка Лейла Шарифуллина. Оставшиеся 6%, скорее всего, распределены между стратегическими инвесторами, в результате чего бумаги фактически не попадают в свободное обращение. «Ликвидность можно повысить, продав часть акций, принадлежащих РЖД, то есть фактически сделав SPO, однако насколько это вероятно, я оценивать не берусь», — резюмировала эксперт.

Транскредитбанк был основан в 1992 году рядом промышленных предприятий топливно-энергетического и металлургического комплекса: АОЗТ «Фирма “Пеликан”», ИЧП «Развитие», АОЗТ «Триада» и др. К государству контроль над банком перешел только семь лет спустя. Случилось это так. До 1999 года головным банком монополии и Министерства путей сообщения был учрежденный несколькими железными дорогами Желдорбанк. Для ускорения расчетов банки, обслуживавшие министерство, его региональные подразделения и предприятия отрасли, образовали Ассоциацию транспортных банков, в которую вошли около 30 кредитных организаций. Однако такая раздробленность себя не оправдала, и в апреле 1999 года МПС выкупило контрольный пакет акций ТКБ, который официально стал головным банком расчетной системы министерства.

Непосредственно к РЖД контроль над банком перешел лишь в 2007 году, когда государство внесло 75% акций банка в уставный капитал монополии. Результатом патронажа РЖД стало то, что на данный момент клиентами банка являются все 17 железных дорог России, имеющие статус филиалов РЖД. Большая часть других российских предприятий и организаций железнодорожного транспорта также работают с ТКБ. Кроме того, его клиентами являются и непрофильные «дочки» РЖД: страховая компания ЖАСО, «Транстелеком» и др.

Не только дороги

В то же время бизнес ТКБ выглядит очень неплохо. Несмотря на кризис, банк сумел не только сохранить, но и приумножить положительный денежный поток. По итогам прошлого года его прибыль по РСБУ выросла сразу на 52,14%, до 5,17 млрд руб. Кредитная организация объяснила это ростом процентной маржи по активным операциям и операциям с ценными бумагами, включая переоценку последних. Непосредственно по итогам первого квартала чистые активы ТКБ увеличились на 36%, до 286,3 млрд руб., а собственный капитал — на 37%, до 34,9 млрд руб. Это значительно выше темпов роста активов других игроков отрасли: например, активы Сбербанка в первом квартале выросли лишь на 2,2%.

Опережающими темпами банк наращивает и кредитный портфель. В первом квартале последний вырос на 22%, до 164,8 млрд руб. При этом доля просроченной задолженности не превышает 4% всего портфеля кредитов.

  Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Близость к государственной монополии является не только важным конкурентным преимуществом, но и накладывает определенные обязательства. В частности, в конце 2008 года, когда РЖД совместно с «Алросой» выступили «спасателем» «КИТ финанса», именно руководство ТКБ занялось разработкой новой стратегии группы. «Алроса» недолго числилась в акционерах КИТа, и уже через несколько месяцев контроль над банком перешел железнодорожной монополии. Первоначально планировалось, что санированный банк станет инвестиционным подразделением ТКБ: так, бывший глава Транскредитбанка Сергей Пушкин говорил, что не исключает слияния банков. Однако впоследствии было принято решение о том, что слияния не будет, а менеджмент попытается «развести» банки в разные ниши. По последним данным, ТКБ будет ориентирован на розничное кредитование, а инвестиционно-розничный «КИТ финанс», в свою очередь, займется корпоративными клиентами. В пользу такого варианта развития говорят два аргумента: с одной стороны, бренд «КИТ финанса» оказался дискредитирован из-за кризиса, а с другой — развитие собственной розничной сети достаточно дорогостоящий проект, и Агентство по страхованию вкладов (АСВ), контролирующее процесс оздоровления банка, больше устроил «корпоративный сценарий».

В итоге, пока «КИТ финанс» сворачивает собственную сеть, ТКБ ее развивает. До сих пор основным направлением его деятельности был корпоративный банкинг, а розница строилась в основном на зарплатных проектах компаний РЖД. Сейчас у Транскредитбанка 39 филиалов, 276 офисов продаж в различных регионах РФ и более 1300 банкоматов. Это сравнимо с сетью Газпромбанка, в которой 36 филиалов, 450 офисов продаж и более 1000 банкоматов. В начале января кредитный гигант начал консолидацию своих банковских активов и поглотил другие банки группы — Межрегиональный транспортный коммерческий банк (Ростов-на-Дону), банк «Юго-Восток» (Воронеж), Читинский промышленно-строительный банк (Чита) и Супербанк (Благовещенск). «На их основе созданы собственные филиалы Транскредитбанка, а на базе их территориальной сети — сеть внутренних структурных подразделений филиалов», — поясняет пресс-служба ТКБ. Кроме того, консолидация «дочек» позволит сократить издержки за счет централизации управления и тем самым поднять эффективность бизнеса группы.

Второе перспективное направление бизнеса ТКБ — инвестиционный банкинг. В марте кредитная организация официально сообщила, что создает инвестиционную компанию ЗАО «ТКБ капитал». Транскредитбанку в компании будет принадлежать 51%, а оставшиеся 49% — ЗПИФу смешанных инвестиций «РВМ — русский транзит» (управляет фондом УК «РВМ капитал», в свою очередь, принадлежащей пенсионному фонду РЖД «Благосостояние» и ИГ «Росвагонмаш»). По словам представителей пресс-службы банка, основная цель создания инвестиционной компании — интеграция инвестиционно-банковских ресурсов РЖД в одной структуре с целью повышения эффективности данного направления бизнеса. Основу команды «ТКБ капитал» составили сотрудники департамента инвестиционно-банковских услуг Транскредитбанка и «КИТ финанса». Компания займется клиентскими торговыми операциями на рынках акций, долговых и производных инструментов, организацией и сопровождением сделок M&A, привлечением долгового и акционерного капитала.

Кстати, по итогам первого квартала Транскредитбанк занял первое место среди консультантов завершенных сделок M&A в России и Восточной Европе, по версии компании Dealogic, существенно опередив мировых лидеров отрасли JPMorgan и Goldman Sachs. Это стало возможно благодаря тому, что банк выступил консультантом по продаже 40% «Ростелекома» ВЭБу и АСВ при санации «КИТ финанса». Эта сделка на $2,2 млрд заняла 26,8% стоимостного объема российского рынка M&A и 16,3% восточноевропейского рынка (она была объявлена летом 2009-го, а завершилась в первом квартале 2010 года).

На материнских долгах

По мнению заместителя руководителя аналитического отдела ИФК «Метрополь» Марка Рубинштейна, главной функцией будущего инвестиционного банка будет в первую очередь оказание посреднических услуг для самой группы РЖД. «Транскредитбанк и ранее был фактически консультантом государственной монополии при размещении ее долговых инструментов, и теперь эти функции будут переданы хоть и аффилированной, но близкой к РЖД структуре», — пояснил эксперт. РЖД является одним из крупнейших заемщиков страны: по МСФО совокупный долг монополии на 30 июня 2009 года составлял 398 млрд руб., а по РСБУ на 30 сентября — 318,5 млрд руб. В течение этого года монополия планирует привлечь 123,5 млрд руб. заемных средств, которые направит в числе прочего на оптимизацию кредитного портфеля.

Также «ТКБ капитал» будет принимать участие в реформировании российской железнодорожной отрасли и выступать консультантом при проведении реорганизации. Дебютом новоиспеченного инвестиционного банка станут аукционы по продаже «дочек» РЖД. Ранее глава РЖД Владимир Якунин заявлял, что до 2012 года монополия планирует продать доли более чем в 30 компаниях, в том числе в Первой грузовой компании и «Трансконтейнере». Только в этом году, по предварительной информации, с молотка могут уйти пакеты акций десяти «дочек» общей стоимостью 9 млрд руб. По оценкам опрошенных аналитиков, в среднем комиссия инвестбанков составляет до 1%, но в случае маленьких размещений она будет больше 1%. То есть «ТКБ капиталу» светит до $3–6 млн, заработанных на размещении акций железнодорожных компаний. И часть этой прибыли осядет в Транскредитбанке.

Сейчас главная задача ТКБ — доказать, что он является абсолютно отдельным и самостоятельным бизнесом. Первые шаги для этого сделаны: он сокращает долю кредитов, выданных РЖД и аффилированным с ней структурам (сейчас эта доля не превышает 22%). Около 33% — розничные кредиты, основными потребителями которых, правда, являются сотрудники монополии. По 13% портфеля кредитов приходится на предприятия энергетического сектора и ритейл. Марк Рубинштейн считает, что скорое потенциальное IPO будет успешным и станет главным драйвером роста бумаг ТКБ: «Бизнес-модель банка в ходе кризиса доказала свою эффективность. В отличие от Газпромбанка, контролируемого другой государственной монополией, баланс ТКБ не обременен большим количеством непрофильных активов, что также повышает инвестиционную привлекательность бумаг компании».

Транскредитбанк торгуется дешевле своих аналогов
Финансовые показатели на 1 апреля 2009 года по РСБУ

У партнеров

    «D`»
    №9 (96) 17 мая 2010
    Практика инвестирования
    Содержание:
    Алгоритмический трейдинг без квадратов

    Стратегии алгоритмического трейдера, который совершает операции быстрее конкурентов, не использует полиномов для предсказания будущего и придумал формулу для автоматической торговли опционами, более удобную, чем формула Блэка—Шоулза

    Реклама