Кладбищенская сделка

Москва, 17.05.2010
Почему нужно покупать акции похоронного титана Service Corporation International

Прошлый век прошел под знаком не только научно-технической революции, но и кардинальных изменений в человеческом сознании. Смерть утратила зловещий ореол, ее стали цинично эксплуатировать. На свет появились целые похоронные корпорации, самой мощной из которых стала американская Service Corporation International (SCI). Ее бизнес обещает процветать, а акции — расти, так как на очереди в царство Аида стоит многочисленное послевоенное поколение беби-бумеров.

Ее не обманешь

«На этом свете все неопределенно, кроме смерти и налогов», — сказал Бенджамин Франклин в 1789 году и был не совсем прав. Сегодня от налогов можно укрыться в офшорах, как и делают большинство умных людей. Что касается злой дамы с косой (не путать с Юлией Тимошенко), то нагреть ее еще никому не удавалось. Здесь речь может идти исключительно о небольшой отсрочке, которую возможно купить путем вливаний денег, времени и сил в свое здоровье. Поэтому большинство людей избегают говорить о смерти, их ужасает все, что связано с похоронами.

Тем не менее могила и кладбище — благодарные объекты для инвестирования. Люди умирают с упорной регулярностью, и их необходимо постоянно хоронить. В США, например, при среднем уровне смертности 8,38 на 1 тыс. человек ежегодно умирают около 2,5 млн. В России размах аналогичный — примерно 2,5 млн. При этом у нас умирают в среднем 16,06 человека на 1 тыс. при населении в два раза меньшем, чем в США. Спрос на рынке ритуальных услуг никогда не сожмется до критического уровня. По данным ЦРУ, последние десять лет смертность в мире падала не более чем на 4% в год. Самое заметное пике было зафиксировано перед кризисом 2008-го: показатель упал на 3,46%. В этом году демографы прогнозируют рост смертности на 2,07%.

Проворный могильщик

Сравнительно недавно человечество стало прилаживать промышленные денежные насосы к карманам родственников усопших. Так, нынешний мировой лидер отрасли SCI стал развиваться лишь в 1962 году. До этого рынок ритуальных услуг США и Европы был представлен исключительно сонмом мелких семейных лавочек. В 50-х годах прошлого века одну из подобных фирм в городе Хьюстоне, в штате Техас, возглавил Роберт Уолтрип. В 1960-х бизнесмен приступил к агрессивной скупке близлежащих конкурентов. При этом покупались только хорошо зарекомендовавшие себя на рынке конторы.

Здесь есть любопытная особенность: зачастую Уолтрип не проводил (и не проводит по сей день) ребрендинг семейных похоронных бюро, которые поглощает. Логотипы брендов SCI красуются рядом с «гербами» фамильных ритуальных контор. Специфика ритуального бизнеса на Западе — преемственность, семейность, узкая локализация и верность традиции. Так, средняя американская или канадская семья из небольшого городка не будет обращаться в похоронное бюро из Вашингтона, а воспользуется услугами старых добрых Либерманов или Кацманов на соседней улице, которые хоронили еще их прадедушку.

В общем, Роберту Уолтрипу понадобилось около трех десятилетий, чтобы к 1992 году создать в Штатах сеть из 1,4 тыс. похоронных бюро и кладбищ. Так уж повелось, что на пике процветания фантастически удачливой персоны или компании случается некий переломный момент. Речь идет о проверке на прочность, после которой либо наступает период стабильного и поступательного развития, либо фиаско и забвение. Что-то наподобие этого произошло и с SCI в конце 90-х годов прошлого века. В 1993-м SCI двинулась завоевывать международный рынок. Безоглядно «пожирались» бизнес-объекты, главным образом в Канаде, Австралии, Южной Америке и Европе. К концу 1999 года паутина SCI охватила 4,5 тыс. похоронных бюро, кладбищ и крематориев в 20 странах мира. Как в физиологии, так и в бизнесе бездумное обжорство чревато проблемами. Требуется уйма труда, ресурсов и таланта, чтобы трансформировать всю «еду» в мышцы. SCI слишком много поглотила за короткое время, поэтому большинство приобретенных активов оказались нерентабельным шлаком. В результате убытки корпорации по итогам 1990-го составили $32,4 млн в сравнении с чистой прибылью $342,1 млн годом ранее.

Менеджмент был вынужден срочно изменить стратегию беспорядочных поглощений. Управляющие принялись «сбрасывать лишний вес», то есть распродавать активы в Европе и Австралии, где дела SCI шли совсем плохо. Усилия были направлены на «накачку мышц» североамериканских и пуэрториканских подразделений. «С 2000 года для SCI началась эпоха перемен, когда компания отказалась от своих зарубежных предприятий и многих североамериканских похоронных бюро и кладбищ, которые демонстрировали отрицательные показатели и не подходили долгосрочной стратегии развития SCI», — говорится на сайте корпорации. С тех пор SCI поглощает исключительно важных и полезных для себя жертв, причем дозированно. Так, одна из самых значимых покупок минувших лет — канадская корпорация Alderwoods Group. Она располагала более 640 похоронными бюро и 72 кладбищами в 36 штатах США и семи канадских провинциях. Корпорация SCI поглотила ее в 2006 году, сумма сделки — $1,2 млрд.

Погребальный титан

  Фото: АР
Фото: АР

Сегодня SCI — бесспорный лидер рынка США и Канады. Уникальная и единственная в своем роде корпорация похоронных услуг. По капитализации она во много раз превосходит конкурентов (см. таблицу). На 31 декабря 2009 года SCI имела 1254 похоронных дома, 372 кладбища в США, Канаде, Колумбии и Пуэрто-Рико. В их числе и такие знаменитые достопримечательности, как мемориальный парк Rose Hills в Калифорнии площадью 10 кв. км и Похоронное бюро Джозефа Гаулера (Joseph Gawler’s Sons Funeral Home) в Вашингтоне, которое еще часто называют «похоронным бюро для президентов». Помимо этого SCI владеет 12 похоронными конторами в Германии, которые планирует продать из-за нерентабельности. Для сравнения: главный оппонент Роберта Уолтрипа Stewart Enterprises, Inc. имеет в своем распоряжении лишь 219 похоронных бюро и 140 кладбищ в 24 штатах.

В конце марта SCI объявила о покупке сравнительно небольшой канадской компании Keystone North America Inc. за $200 млн. Последняя имеет 22 похоронных бюро и пять кладбищ, ее чистая прибыль по итогам девяти месяцев прошлого года составила $16,237 млн.

Тем не менее SCI нельзя назвать абсолютным гегемоном североамериканского погребального рынка. Только в Штатах в 2003 году, согласно отчету издательского дома The Gale Group, Inc., насчитывалось в общей сложности 22 тыс. похоронных бюро. А частные семейные лавочки до сих пор держат более 60% рынка. Все это на руку SCI: корпорации есть где развернуться и есть чем «перекусить». Аналитики говорят, что «могильный монстр» продолжает пожирать мелкий бизнес и останавливаться не собирается.

Успешная монополизация не единственный конек SCI: компания с не меньшим успехом диверсифицирует бизнес. Она оказывает широкий спектр услуг по бальзамированию, погребению на своих кладбищах, в склепах, кремации и захоронению пепла. Продает все необходимые похоронные принадлежности: оградки, памятники, гробы, венки, цветы, хранилище для пепла, погребальную одежду. SCI разработала семь различных брендов на любой самый изощренный вкус. Тут и экономкласс от Advantage, и латиноамериканские погребальные мероприятия от Funeraria del Angel. Dignity Planning заключает договоры с живыми, которых некому будет хоронить (см. «Бренды SCI»). Самый популярный бренд в Северной Америке — Dignity Memorial, VIP-класс похорон. Большинство потребителей не знакомы с логотипом SCI, но Dignity узнает каждый американец и канадец.

Беби-бумеры в крематории

В мае 1974 года акции SCI были размещены на NYSE, в июле 1998-го они достигли исторического пика $44,81. Как раз тогда и произошел вышеупомянутый кризис «переходного возраста», после этого акции стали падать и достигли в декабре 2000 года дна — $1,8. Далее началось постепенное восстановление, и так низко котировки больше не падали. В кризисный 2008-й чистая прибыль SCI упала почти в два с половиной раза — до $97,1 млн, годом ранее показатель был на уровне $247,7 млн.

Аналитики пророчат рост бумаг и советуют их покупать. SCI будет и дальше расширяться и процветать, дивиденды она выплачивает аккуратно раз в квартал. Что касается рисков для инвестиций, то они сводятся к общей неблагоприятной экономической и рыночной конъюнктуре. В первую очередь это изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых услуг. Здесь компания имеет в виду кремацию. Сожжение тел — последняя тенденция рынка, все больше людей выбирают именно этот недорогой и быстрый способ похорон. Не исключено, что в скором времени погребальная индустрия перевернется с ног на голову. Похороны в гробах станут экзотикой, а кремация — традицией. По подсчетам SCI, к 2025 году более половины американцев и канадцев предпочтут кремацию (сегодня таких чуть более 40%). По данным исследования The Gale Group, в этом году более 65% жителей Вашингтона, Аляски и Аризоны выберут для погребения своих близких кремацию.

Однако эти опасения можно расценить как преувеличение. Во-первых, SCI принадлежит самое старое в США (1974 год) Национальное кремационное общество. По информации The Gale Group, в начале нынешнего века у корпорации было 118 крематориев, а всего их в США 115 тыс. (Кстати, в России всего 15 мест для сожжения тел, в то время как год от года кремация становится все более популярной среди россиян.) Во-вторых, даже если большинство потребителей предпочтут дешевую кремацию, клиентов у «похоронщиков» будет больше. Через несколько лет у могильщиков будет масса работы в связи со старением поколения беби-бумеров. Это те самые дети, которые родились в период резкого скачка рождаемости с 1946-го по 1964 год. После Второй мировой войны женщины и мужчины принялись с энтузиазмом производить детей. Подобный феномен наблюдался тогда в США, большинстве стран Европы, Канаде, Австралии, Японии и отчасти в России (у нас подъем рождаемости не был настолько сильным). К примеру, в США к 1957 году на каждую американку приходилось в среднем 3,8 ребенка. Для сравнения: в 1976-м этот показатель был на уровне 1,7. В результате сегодня в США беби-бумеры составляют около 20% общего населения, то есть примерно 76,1 млн человек.

Конкуренты SCI отдыхают

Бренды SCI

Dignity Memorial Проводы на тот свет класса люкс

Dignity Planning Услуги по планированию похорон для живых

Advantage Все самое необходимое для похорон, экономкласс, в том числе кремация

Funeraria del Angel Ритуальные услуги по-латиноамерикански

Memorial Plan Сеть ритуальных контор и кладбищ в Майами и округе во Флориде

Making Everlasting Memories Предоставляет услуги по видео-, фотосъемке, написанию некрологов и т. д.

National Cremation Society Сеть крематориев в США

У партнеров

    «D`»
    №9 (96) 17 мая 2010
    Практика инвестирования
    Содержание:
    Алгоритмический трейдинг без квадратов

    Стратегии алгоритмического трейдера, который совершает операции быстрее конкурентов, не использует полиномов для предсказания будущего и придумал формулу для автоматической торговли опционами, более удобную, чем формула Блэка—Шоулза

    Реклама