Гордость и предубеждения

Полина Юдина
17 мая 2010, 00:00

Имеется ли связь между вчерашними и сегодняшними инвестициями и как первое влияет на второе?

Люди склонны защищать свои идеи, даже если они неудачны. Признавать ошибки — больно, это удар по гордости и самолюбию. Вот почему инвесторы порой готовы жертвовать деньгами, лишь бы не сознаваться в том, что трейдинговая операция прошла не слишком успешно. Стараясь скрыть это от себя, они прибегают к иррациональным приемам. Три из них зафиксировали ученые Терранс Одеан, Майкл Страхилевич и Брэд Барбер из бизнес-школы Калифорнийского университета1.

Проанализировав трейдинговые операции 66 тыс. домохозяйств в 1990-е годы (данные предоставили брокеры), исследователи обнаружили, что около половины инвесторов склонны вновь покупать акции, которые в прошлом продали с убытком. Спросите: зачем? Да чтобы отыграться. Другие игроки, напротив, предпочитают приобретать бумаги, уже принесшие им однажды выгоду, при этом совершенно неважно, как они котируются теперь.

Кроме того, инвесторы часто покупали акции, которые потеряли в стоимости со времени их продажи, а также приобретали дополнительные объемы ценных бумаг, если они дешевели после покупки (то есть «пирамидили против тренда»). По мнению психологов, такие решения, скорее всего, обусловлены желанием игроков компенсировать огорчение, доставленное им предшествующими неудачными операциями. Покупая акции, теряющие в цене, они желают взять реванш, дождавшись момента, когда стоимость начнет расти, и не задумываются над тем, что он может не наступить вовсе.

Защищать свои инвестиционные идеи и решения вообще свойственно людям, именно поэтому многие компании склонны продолжать финансирование проекта даже тогда, когда его провал на 100% очевиден. Те же законы действуют и на «микроуровне» — это доказала психолог Орит Тикочински совместно с коллегами. В 1995 году она провела эксперимент на горнолыжном курорте. В первый день пропуск на подъемник номинальной стоимостью $100 туристам предлагали с большим дисконтом — всего за $40. Во второй день уже за $80, а в третий — за $90. Лишь немногие из тех, кто отказался купить билет в первый день, согласились сделать это во второй или третий, все еще пользуясь скидкой. Люди предпочитали потратить больше — пусть даже все $100, чем сэкономить хотя бы немного и признать, что упустили отличную возможность в первый день.

Другие аналогичные эксперименты показали, что и в магазинах люди, которые по какой-то причине отказались купить товар с большой скидкой, позже ни за что не соглашаются купить его с меньшим дисконтом. Они придумывают различные оправдания, расписывают достоинства конкурирующих брендов — все только для того, чтобы не взять товар, напоминающий им об ошибке. Один из участников такого эксперимента написал в отчете о своих ощущениях: «Осознав, что теперь мне придется за ту же самую покупку заплатить больше, чем мог раньше, я почувствовал себя лузером».

Этот эффект Тикочински назвала «пассивной инерцией»: человек упустил возможность, поезд уже ушел, а он все собирается на него сесть. И в итоге садится мимо. В эксперименте с инвесторами результатом инерции была покупка акции, которую до этого удалось продать с выгодой. Покупать ее надо было раньше, а не сейчас, но не все осознают это.

Еще десять лет назад Терранс Одеан с соавторами показали, что люди склонны продавать выигрывающие акции, а не проигрывающие, тем самым фиксируя прибыль и продолжая терпеть убытки в надежде, что в итоге они обернутся прибылью. Кроме того, несмотря на огромное количество вариантов, инвесторы предпочитают фокусировать свое внимание на узком круге акций, которые когда-то привлекли их внимание, — это бумаги, часто фигурирующие в новостях, а также те, которые они уже покупали ранее. При этом, как уже говорилось, игроки часто побаиваются акций, на которых уже «обожглись» однажды, и неважно, каковы текущие котировки.

Ученые даже проверили гипотезу о «мистической связи» инвесторов с их любимыми акциями. Они проследили, насколько удачно трейдеры предсказывают котировки по таким бумагам, просчитали, какую выгоду они получают от их покупки, и выяснили, что в среднем — нулевую. Оказалось, что никакой мистики нет, ее не подтверждают цифры.

В ходе дальнейших экспериментов рухнул последний оплот веры психологов в рациональность инвесторов. Ученые проверили стратегию покупки акций, которые дешевели с тех пор, как игрок в последний раз продал их. Оказалось, что те же люди покупали ценные бумаги, к которым раньше не прикасались, «на взлете». Таким образом, и здесь главными оказались чувство сожаления об ошибке и желание не признавать ее любой ценой. Даже когда это обходится дорого. Скажем, купил человек акции дешевле, чем прежде продал, — и уже испытывает гордость и удовлетворение. Пустячок, а приятно.

1 Barber B., Odean T., Strahilevitz M. «Once Burned, Twice Shy: How Pride and Regret Affect the Repurchase of Stocks Previously Sold», Journal of Investment Management, март 2010 года (материалы доклада на конференции).