Лохнесские сети

Москва, 31.05.2010
Как гиганты MLM жиреют на безработице и почему стоит покупать акции Herbalife

Сетевой маркетинг — неоднозначный бизнес, который процветает благодаря слабостям людей. Политика подобных компаний — убеждение алчущих в возможности заработать миллиарды. В кризисные времена, когда безработица бьет рекорды, в полку желающих поработать в MLM прибывает. В свою очередь, международные компании-сетевики жиреют не по дням, а по часам. По прогнозам, в ближайшие два года число безработных в мире будет только увеличиваться. Поэтому сегодня настало время покупать бумаги компаний MLM. Аналитики полагают, что оптимальным вариантом может стать акула сетевого бизнеса — Herbalife.

Маньячный маркетинг

Многоуровневый маркетинг (multilevel marketing; MLM), прямые продажи, рекомендательный маркетинг, пирамидные продажи… У него много названий и форм, но одна схема работы с людьми. Сетевые компании напоминают тоталитарные секты, где персонал не нанимают, а вербуют. Давят на мозг, сулят несметные богатства и нереальные перспективы. Помимо этого, зачастую из «соискателей» элементарно вытягивают деньги. Во многих MLM-компаниях, чтобы получить право стать дистрибутором, необходимо купить партию товара. Обычно сетевые компании распространяют либо косметику, либо БАДы сомнительного происхождения и состава. Бывает и такое, что взимается плата только за то, чтобы «войти в структуру» компании и считаться ее агентом.

Проблема в том, что в итоге никаких богатств сетевики не зарабатывают. В большинстве своем пирамиды устроены таким образом, что доход получает только узкий круг агентов на самой ее верхушке. Устроиться в MLM так же легко, как в McDonald’s. Разница лишь в том, что в ресторанной сети соискателю никто не обещает ирреальный доход. Более того, зачастую ежемесячный доход от маргинальной «макджоб» оказывается выше, чем от распространения продукции Avon или Herbalife. Максимум 10% действующих агентов извлекают прибыль из пирамидальных продаж. Такие цифры, к примеру, выдало правительственное расследование в Великобритании в 2007-м в отношении сетевой компании Amway. По данным Newsweek от 2 августа 2008 года, менее 1% агентов MonaVie в Великобритании получают комиссию от самой компании за «улов» новых жертв. Из них лишь 10% зарабатывают более £100 в неделю. USA Today от 14 сентября 2009 года указывает, что средний ежегодный доход агента MLM не превышает $2,5 тыс., то есть составляет чуть более $200 в месяц.

Как ни странно, очень многие люди ведутся, даже если наслышаны о «сетевых лохотронах». В среднем на одну международную компанию-акулу работают 2–3 млн зомбированных дистрибуторов. Количество всех агентов MLM на земле сравнимо с численностью населения небольшой европейской страны. Секрет притягательности MLM раскрывают пушкинские строки: «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад…» — так поэт писал о любви в позапрошлом веке. В наш циничный XXI век романтические отношения в дефиците, чего не скажешь о сетевом маркетинге. Поэтому сегодня эти строки больше подходят под определение состояния психики жертв сетевиков. Дело в том, что стратегия обработки мозга в MLM задевает за живое большую часть обывателей на земле. Расчет идет на средний ум, среднее трудолюбие, средние способности и великую мечту о куче денег и фантастической карьере.

«MLM — это последний шанс для незаметного американского парнишки… и я буду до смерти бороться за это», — любит говорить известнейший в Америке теоретик MLM экономист Род Кук. Вот что пишет один из агитсайтов в интернете по поводу работы в сетевом маркетинге: «Самые успешные люди в MLM зарабатывают действительно хорошие деньги. Шестизначные цифры годовых доходов не являются чем-то необычным. Некоторые из них зарабатывают от $50 тыс. до $100 тыс. в месяц. Да-да, в месяц! Действительно, люди, о которых мы здесь говорим, являются исключительно сфокусированными и преданными делу личностями, заметьте, мы не употребили слово “талантливыми”. Талант — это что-то, что или у тебя есть, или нет. Однако каждый имеет способность “фокусироваться”».

Сетевые эпидемии

Помимо сходства с религиозными сектами у MLM есть еще одна примечательная особенность. Им хорошо, когда плохо всем остальным. В периоды кризиса и безработицы все больше людей попадают в сети сладкоречивых агентов. «Когда люди оказываются без работы либо теряют часть своего дохода, они будут искать пути заработать деньги и не только путем дополнительной подработки. Они начнут свой домашний бизнес и будут искать пути реализовать себя. Как показывает история, MLM процветает в такие периоды», — гласит доклад «Бум MLM плюс экономический шторм» экономиста Рода Кука от 2008 года.

Если углубиться в историю, то «сетевые эпидемии» и рецессии почти всегда протекали одновременно. Так, первая и самая одиозная американская MLM-компания Amway (непубличная) появилась в кризисный период. В США царила рецессия 1960–1961 годов, безработица в мае 1961-го взметнулась до отметки 7,1% (в январе 1960 года показатель был на уровне 5%). Любой нормальный бизнес в подобных условиях завял бы, так и не распустившись. Но только не компании MLM. Эти ребята развиваются по иным законам. В 1960 году оборот Amway составил $500 тыс., а в 1964-м уже $85 млн. Сегодня на этого сетевого монстра трудятся около 3 млн дистрибуторов по всему миру.

Еще одна заметная веха истории пирамид в США — кризис начала 1980-х. Тогда были зафиксированы два пика безработицы: в июле 1980-го показатель достиг 7,8%, в декабре 1982 года — 10,8%. За эти два года успела народиться целая плеяда сетевых компаний, самая заметная из них — Herbalife. Показательна и статистика продаж Amway в тот период. С 1979 года они планомерно росли и в 1983-м достигли $1,13 млрд, а в 1984-м снова упали до $1,2 млрд.

После этого была рецессия 1990-х, безработица достигла 7,8% в июне 1992 года. Новые разнообразные «пирамидки» стали появляться как грибы после дождя. В их числе «пищевики» Mannatech, Juice Plus+, Neways International. Как отмечает один из теоретиков MLM Леонардо Клементс и автор портала Marketwaveinc.com, мир заболел сетевой болезнью в период с 1990-го по 1995 год. Успешные американские MLM предприняли агрессивное наступление на другие страны, в том числе на Россию. Если брать рост продаж публичных компаний только в США, то здесь выходит 16%. Затем последовало охлаждение в период с 1996-го по 2000 год. Продажи в этот период росли в среднем на 8,7% ежегодно.

Однако следующий подъем не заставил себя долго ждать, начало нового тысячелетия было ознаменовано американской трагедией 9/11 и очередным кризисом. Безработица же достигла апогея в 6,3% в июне 2003 года. Как отмечает Леонардо Клементс, в 2001-м рост продаж сетевиков в США составил 14,6%. Да и акции таких акул, как Avon или Nu Skin, четко пошли в гору с 2001 года.

Поколение MLM

Недавний кризис не стал исключением. В 2008 году чистая прибыль международных косметических сетевиков Avon или Nu Skin выросла на 64 и 49% соответственно. На 23 апреля 2008 года пришелся пятилетний пик Nu Skin ($33,52), а на 8 августа 2008-го — трехлетний максимум котировок Avon ($44,35). Восходящий тренд в 2008 году демонстрировали и американские «пищевые» монстры — USANA и Herbalife. В США в январе 2008 года безработица была на уровне 4,9%, а в декабре показатель вырос до 7,2%.

Тем не менее, судя по рыночной конъюнктуре, золотые времена для рынка MLM еще впереди. Ряд экономистов пророчат нынешнему кризису большое будущее. По их мнению, мировая рецессия продлится еще лет 20. Соответственно, в полку безработных будет только прибывать. По прогнозам МВФ и Международной организации труда, количество незанятых в развитых странах сокращаться не будет. Более того, МВФ предсказывает, что показатели по безработице не упадут и в 2011 году. К примеру, Goldman Sachs в прогнозе от декабря 2009 года напророчила пиковую точку по безработице в США 10,75% в середине 2011-го. Еврокомиссия предсказывает для еврозоны безработицу на уровне 11,5%, в марте 2010 года показатель был 10%.

Так, поведение акций крупнейших пирамид тоже наталкивает на мысль о грядущей эре MLM. Котировки крупнейших сетевых компаний — Avon, Nu Skin, USANA, Herbalife — после общего пике в феврале-марте прошлого года снова пошли в гору. Акции с 13 марта 2009 года выросли на 181%, а бумаги USANA с 6 марта — на 202%. Леонардо Клементс на своем портале Marketwaveinc.com представил индекс MLM, в который вошли 11 публичных сетевиков. По его расчетам, рост этого индекса за последний год составил 65,57%, тогда как S&P 500 за это же время увеличился на 22,69%.

Между тем нынешний кризис имеет еще одну особенность, которая на руку сетевикам-маньякам. Сейчас поколение беби-бумеров (послевоенное поколение) приближается к пенсионному возрасту. В скором времени они могут потерять большую часть своих пенсионных накоплений, которые они захотят компенсировать каким-либо способом. Вот что пишет об этом Род Кук: «Есть и другой фактор, который подстегивает рост сетевого маркетинга. Многие беби-бумеры поместили свои сбережения в акции… В результате неизбежного падения фондового рынка они в скором времени потеряют от 25 до 50% сбережений. Будет ли паника? Надеюсь, нет. Самые разумные пойдут искать дополнительные источники доходов для пенсионных сбережений».

Старый знакомый

По экспертным оценкам, наиболее перспективными из всех акций MLM могут стать бумаги Herbalife. Как все это прекрасно помнят, на отечественный рынок компания ворвалась в начале 1990-х. Она вела себя бесстыдно и агрессивно, в результате чего у нас возникло новое устойчивое выражение: «Интим и Herbalife не предлагать». Отцом этой одиозной пирамиды стал Марк Хьюз, в 1980 году он начал продавать БАДы для похудения и здоровья прямо со своего фургона. Сколотил «пирамидку» путем искусной вербовки и зомбирования сограждан. Хьюзу принадлежит авторство известного слогана, который красуется на беджах агитаторов Herbalife: «Хочешь похудеть, спроси меня как».

К 1982 году продажи Herbalife достигли $2 млн. Тогда Хьюз приступил к международной экспансии, представив свой продукт в Канаде. В 1985-м Herbalife столкнулась с судом штата Калифорния, куда поступил иск с жалобой на неэффективность продукции компании. Хьюзу пришлось выплатить штраф в размере $850 тыс.

В 1986 году Herbalife разместила акции на NASDAQ, а в 1996-м объемы продаж компании раздулись до $1 млрд. В 2000 году Марк Хьюз умер от злоупотребления алкоголем и передозировки антидепрессантов, ему было всего 44. Через два года компанию купили Whitney & Co. LLC и Golden Gate Capital за $685 млн, тогда же акции Herbalife были сняты с биржевых торгов. Бумаги снова попали на NYSE в 2004 году, когда генеральным директором пирамиды стал Майкл Джонсон. Он остается в кресле главы компании по сей день. Сегодня Herbalife раскинула сети в 73 странах мира на шести континентах через 2,1 млн «ловцов»-дистрибуторов. В этом году компания планирует осваивать рынки еще шести стран мира. По итогам 2009-го оборот компании достиг $3,8 млрд, но чистая прибыль снизилась до $203,35 млн в сравнении с $221,19 млн в кризисном 2008 году.

На фоне конкурентов Herbalife выглядит нереальной красоткой. Несмотря на то что по капитализации она отстает от Avon, аналитики советуют покупать именно ее бумаги. А основной риск для бизнеса Herbalife усматривает в своей ориентации на иностранные рынки. «Около 80% наших продаж в 2009 году пришлись на иностранные рынки вне США, что подвергает наш бизнес рискам, связанным с иностранными операциями. Например, иностранные правительства могут навязать торговые или пограничные ограничения либо увеличить тарифы на ввоз товара… Мы также уязвимы в отношении колебания курсов иностранных валют», — отмечается в отчете Herbalife за 2009 год.

Herbalife надо покупать

У партнеров

    «D`»
    №10 (97) 31 мая 2010
    Работа и зарплата
    Содержание:
    Linux-трейдинг

    Вы молоды, энергичны, талантливы, но бедны? Проприетарный трейдинг ждет вас

    Реклама