«Методы Сакаты» Мунэхисы Хонмы

Москва, 12.07.2010
«D`» №13 (100)
О том, как не слышать, не видеть и не говорить, чтобы знать, когда покупать, продавать и отдыхать

Известные во всем мире методы анализа рынка под названием «Методы Сакаты» обязаны своим названием японскому городу Саката, в котором родился и долгое время работал Мунэхиса Хонма. Знаменитый торговец рисом написал несколько книг о работе на бирже, в которых отразил философию анализа, свои подходы к пониманию рынка, психологические аспекты работы на рынке и предложил приемы и правила для успешной торговли. Первая из книг Мунэхисы «Золотой источник трех обезьян» была написана в 1755 году и стала первой в мире работой о методах технического анализа.

Соображения Мунэхисы Хонмы, высказанные 250 лет назад, остаются актуальными до сих пор. За прошедшее время изменились как рынки, так и рыночная инфраструктура, однако психология торговли относительно простого действия купить-продать не изменилась. Люди, совершающие сделки на рынке, по-прежнему испытывают жадность, страх, неуверенность, сомнения и радость. Эти состояния находят свое отражение на рынке, и методы Мунэхисы, основанные на анализе свечных графиков, как раз позволяют за теми или иными особенностями движения цены увидеть лежащие в их основе психологические особенности поведения инвесторов.

Первые методы анализа рынка

Предпосылки для возникновения методов анализа рынка появились вследствие развития рыночных отношений в Японии в первой половине XVIII века. В годы правления сёгуна Токугава Ёсимунэ (1716–1745) активно развивалась биржевая торговля рисом. Первая товарная биржа в Японии была создана в 1730 году в Осаке, потом была открыта биржа в Эдо (современный Токио), и были разрешены рисовые рынки в городах и на складах феодальных областей. С тех пор вся оптовая торговля в Японии построена по рыночному принципу. В настоящее время этот процесс стал туристической достопримечательностью: на рыбный рынок Цукидзи в центре Токио рано утром съезжаются сотни туристов, чтобы посмотреть, как тысячи тонн рыбной продукции продаются на аукционах за один-два часа торгов.

Создание рыночной среды способствовало развитию рыночной психологии, появлению спекулянтов как неизбежных спутников рынка, привело к развитию рыночных инструментов, таких как фьючерсы (первые в мире) на рис. Способом отображения изменения цены стали японские свечи. Создание свечных графиков приписывают Мунэхисе Хонме, однако точных свидетельств этому нет. Его активная деятельность на рынке началась через 20 лет после образования первой рисовой биржи, возможно, за эти годы уже был создан способ записи движения цены в форме «японских свечей».

Мунэхиса остался в истории благодаря тому, что стал автором первой теории успешной работы на рынке. В «Золотом источнике трех обезьян» она излагается в краткой форме в виде 137 коротких девятислоговых стихов, собранных в 31 раздел. Словосочетание «золотой источник» в названии книги подсказывает читателю, что перед ним записи о том, как зарабатывать деньги (золото в те времена), использование же образа трех обезьян требует пояснения.

Правила трех обезьян

В основе распространенного в Японии буддизма лежит идея достижения просветления путем противостояния всему неистинному. Для буддистов это противостояние имеет смысл выработки своеобразных фильтров, не позволяющих неистинному достигать сознания: если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нем, то я защищен от него. Образ трех обезьян является распространенным символом этой буддийской идеи. Самое известное изображение трех обезьян находится в городе Никко в святилище Тосегу и называется «Кикадзару, ивадзару, мидзару» («Не слышу, не говорю, не смотрю»). Окончание в словах «дзару» (отрицание действия) созвучно названию обезьяны «сару», которое в силу фонетических особенностей японского языка в составных словах произносится также как «дзару». Так, слово «кикадзару» («не слышать») также может иметь смысл «неслышащая обезьяна». Таким образом, использование образа трех обезьян в названии книги Мунэхисы Хонмы отсылает к распространенному буддийскому символу и говорит о том, что автор связывает успех на бирже со следованием основным моральным и религиозным принципам, которые помогают избежать «зла» неудачных сделок.

Кроме того, использование данного сочетания может иметь и скрытый подтекст, связанный с особенностями японского общества XVIII века, которое четко разделялось на сословия самураев, крестьян, ремесленников и торговцев. Последние имели самое низкое положение: занятие торговлей считалось нечестным делом. Мунэхиса использует самый известный символ неделания зла в названии книги о получении денег, тем самым показывая, что это дело не является злом. Вторая особенность заключалась в довольно строгой религиозной жизни в те времена, и ссылка на известные буддистские нормы неделания зла показывает соблюдение автором правил того времени.

В «Золотом источнике трех обезьян» Мунэхиса Хонма развивает буддийский образ в рыночном контексте: «Увидев собственными глазами сильные изменения на рынке, в сердце погружаемся в пучину сильных переживаний, в этом случае настоятельно рекомендуется продавать. Услышав слабые изменения на рынке, в сердце погружаемся в небольшие переживания — настоятельно рекомендуется покупать. Увидев и услышав сильные изменения, обсуждая это вместе с людьми, можно сказать, что сердце заблудилось».

Далее автор дает дополнительные разъяснения: «Увидев на рынке силу, привлекающую внимание, не следует думать об одностороннем росте. Этот момент просто настоятельно должен быть целью благоприятных продаж. Также необходимо иметь терпение, быть в состоянии готовности. Попавшая в ухо слабость, заставляющая думать о том, докуда может рынок снижаться, — это момент, когда необходимо настойчиво ждать шанса для покупок. Вновь увидев силу и вместе с тем услышав слабость, не имея однозначного понимания рынка, необходимо просто настойчиво продвигаться по дороге, доверяя собственному пониманию рынка. Соответственно, рыночная философия — это не видеть, не слышать, не говорить, а следовать собственным рыночным путем».

В силу особенностей восточного менталитета однозначная трактовка текстов Мунэхисы всегда затруднительна. Даже в изданиях его книг, предназначенных для внутреннего пользования (для наследников, ближних, учеников и т. д.), вместо точной интерпретации зачастую просто стоит фраза «спросить у учителя». Мы попытаемся продемонстрировать сказанное Мунэхисой на современных примерах, используя графики российских акций.

Точки «силы» и «слабости»

Проявление «силы», то есть резкие изменения при значительном росте объемов, нашло отражение в различных свечных моделях. Среди них модели типа «башня», а также модели типа «фейерверк». Знание этих моделей позволяет лучше понимать происходящее на рынке. Проявление взрывной энергии, особенно после длительного развития движения, скорее всего, не будет продолжительным. «Слабость» может иметь смысл внутренней слабости, колебаний, появляющихся, когда ситуация развивается против нас, в ожиданиях того, что она еще больше ухудшится. Сочетание «силы» и «слабости» — это период неопределенности, неясности, непонимания того, что происходит на рынке. Естественная реакция человека на это — узнать мнение других людей, спросить совета, но поступать нужно, принимая свое решение, не перекладывая его на других, то есть «идти своим путем».

Перейдем от образного текста Мунэхисы к реалиям российского рынка. Привилегированные акции «Ростелекома» к январю 2010 года сильно выросли, поднявшись с 15 до 65 руб. (более чем в четыре раза), и вышли на уровни 2006–2007 годов (см. Скриншот 1). Покупка после такого роста — крайне рискованное предприятие, тем не менее нашлись желающие вскочить в уходящий поезд, и во второй декаде января неожиданно произошел резкий рост, сопровождающийся многократным увеличением объемов, то есть проявилась «сила» (точка 1). После скачка на фоне ожиданий дальнейшего роста возникает естественное желание купить. Ситуация повторилась в конце марта (точка 2), когда вновь проявилась «сила». Однако оба рывка вверх разумно использовать для продаж: во-первых, ценовые скачки возникают после длительного периода роста, во-вторых, стоит обратить внимание на то, что в точках 1 и 2 были сформированы модели типа башня, при этом модель в точке 1 имела характерную для подобных моделей плоскую вершину.

Ситуация, развивающаяся на уровне 65 руб. после снижения в мае, может быть охарактеризована как сочетание «силы» и «слабости». В точке 3 (см. Скриншот 2) была сформирована перевернутая модель «башня», на плоской вершине которой были возможны покупки. А вот ситуация в точке 4 однозначно может быть трактована как вариант отсутствия ясности, и здесь требовалось подождать ее прояснения: цена находилась почти ровно посередине между вершиной «башни» на 80 руб. и вершиной перевернутой «башни» на 65 руб., задержавшись на отметке 72 руб. на девять дней.

Еще один хороший пример «силы» и «слабости» представляют акции компании «Русгидро» (см. Скриншот 3). Ситуация в точке 1, проявившаяся при приближении к уровню 1 руб., — это пример «слабости», основанной на информации, связанной с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года. Точка 2 — это пример отсутствия ясности ситуации, когда скорее нужно ждать, пока рынок не определится. Пример проявления «силы» — это точка 3, в которой в апреле и июне произошел резкий подъем, однако шансы на дальнейший рост в этой ситуации были близки к нулю.

Хонма Сокю о точке входа

Книга «Золотой источник трех обезьян» была написана в начале карьеры Мунэхисы Хонмы. Уже будучи известным под псевдонимом Хонма Сокю, он написал свою главную книгу «Секреты мастерства от Хонмы Сокю», где наиболее полно изложил свои методы. Книга включает 157 разделов, посвященных самым различным аспектам рынка. В ней уже нет краткости и поэтичности первой работы, некоторые разделы довольно объемны.

Начинается книга с раскрытия секрета правильного входа в рынок. «Главным является вход в рынок, — пишет Мунэхиса. — Если вход в рынок плохой, то руки опускаются. При торговле не нужно спешить. Если поспешите, начало будет плохим. Если ситуация говорит как в пользу покупки, так и в пользу продажи, нужно ждать. Мастерство проявляется в том, чтобы, размышляя о движении цены, совершать сделки, понимая, где находится дно и потолок. Если известно дно или потолок, убыток становится прибылью. Если цена консолидируется на дне в течение нескольких месяцев, сделки нужно совершать в соответствии с планом. Нужно иметь крепкий дух, пока прибыль растет, и продавать, когда цена достаточно поднялась. Закончив торговлю, нужно 40–50 дней отдыхать. Дно, увиденное во время отдыха, становится прибылью. Размышляя о разных возможностях на рынке, нужно их использовать».

В четвертом разделе Мунэхиса сравнивает ситуацию входа в рынок после продолжительного снижения с отплытием в открытое море. «В период, когда и я, и люди исполнены одинаковых ожиданий, рынок шаг за шагом снижается, нет изменений в сторону движения вверх, в каждой из провинций ходит множество разных слухов, ослабляя настроение людей, и трудно узнать, как сильно снизится рынок, в период, когда мы, по размышлению, должны ослабляться, нужно разворачивать сердце для покупок. Это словно отправляться в открытое море. Тот, кто сделал это, хоть и с трудом, не порождая духа сомнения, и купил, получает настоящую прибыль. Человек, мысли которого направлены на движение вниз, — это человек с легким сердцем, и если дух его снижается, то он умер для подъема, он не способен действовать на основе сердца вместо головы».

Хорошей иллюстрацией к словам Мунэхисы может быть ситуация с акциями «Русгидро» (см. Скриншот 4). После аварии цена шаг за шагом снижалась к уровню 1 руб., от которого и начался новый подъем к отметке 1,8 руб. Для того чтобы получить прибыль 80% за шесть месяцев (160% годовых), необходимо было рискнуть «отправиться в открытое море», совершив покупки в районе 1 руб. Однако вокруг последствий аварии было слишком много слухов, и вход в рынок на этом уровне требовал понимания ситуации и терпения.

Максимумам и минимумам рынка, которые японцы называют «потолком», выше которого подняться нельзя, и «дном», ниже которого нельзя опуститься, посвящен 88-й раздел «Уроков мастерства». «Потолок не покупают, дно не продают, — пишет Мунэхиса. — На самом деле это главное знание. Те, кто при росте и при снижении не знают, где вершина, а где дно, не могут судить о границах движения; те, кто делают покупки и продажи необдуманно, получают убыток. Если слишком поднялось, обязательно снизится — нет сомнений. Если снизилось, обязательно поднимется — не стоит волноваться. В это время нужно быть хладнокровным».

Дно и потолок не обязательно должны совпадать с абсолютными максимумами и минимумами, скорее это уровни, покупки и продажи на которых становятся разумными. В качестве примера можно привести движение цены акций компании «Интер РАО», которые за год, с января 2009-го по январь 2010 года, выросли в десять раз (см. Скриншот 5). После начала роста был четко виден возможный потолок — 0,33 и 0,5 руб. Однако бумага стала популярной среди инвесторов именно после достижения 0,5 руб. Игра от этого уровня связана с большими рисками и не является оправданной, несмотря даже на 69% прибыли при самой удачной покупке по 0,4 руб. в конце февраля и продаже на максимуме 0,677 руб. Консолидация на отметке 0,05 руб. с октября 2008-го по февраль 2009 года на протяжении четырех месяцев — это было и дно, и точка входа. Уровень 0,5 руб. — это потолок, при достижении которого нужно отдыхать.

Вообще, по мысли Мунэхисы, вовремя отдыхать так же важно, как вовремя покупать и продавать. Знаменитому трейдеру приписывается фраза: «На рынке есть время покупать, есть время продавать, и есть время отдыхать». На российском рынке время покупать было более года назад. Время продавать еще не прошло. А сейчас для тех, кто продал и еще не купил, наступило время отдыхать и ожидать дно, потому что «дно, увиденное во время отдыха, становится прибылью».

Мунэхиса Хонма родился в 1724 году в городе Саката в торговой семье Хонма. В возрасте 16 лет он был послан в столицу Эдо, где познакомился с деятельностью рисовой биржи. После возвращения Мунэхиса изъявил желание заняться биржевой торговлей, однако отец идею не поддержал, считая это несправедливым способом торговли. Тогда Мунэхиса стал кандидатом в преемники старшему брату, который был старше его на 26 лет. Они хорошо дополняли друг друга в торговых делах, что способствовало развитию магазина. Через несколько лет совместной работы, когда старшему брату исполнилось 60 лет, тот решил отойти от дел. В то время его старшему сыну еще не исполнилось 19 лет, и он считался несовершеннолетним, поэтому все права по управлению магазином были переданы Мунэхисе как имеющему реальные способности для этого и находящемуся в расцвете сил.

Получив в свое распоряжение семейное дело, Мунэхиса использовал его деньги, чтобы заняться работой на бирже. Его понимание ситуации оказалось точным и дало настолько хороший выигрыш, что заставило людей в городе Саката удивиться. За непродолжительное время он заработал несколько десятков тысяч золотых монет (10 тыс. монет — это 100 килограммов золота, по текущим ценам более $4 млн).

Мунэхиса управлял магазином четыре года до смерти старшего брата, после этого дела в свои руки взял сын брата, а Мунэхиса направился в Осаку на крупнейшую рисовую биржу Японии и занялся биржевой деятельностью. Обладание подлинной информацией о состоянии урожая в районах производства риса способствовало превращению Мунэхисы в талантливого биржевика, который остается самым удачливым в истории биржевой торговли в Японии. Считается, что он в течение ряда лет совершил подряд 100 удачных сделок.

У партнеров

    «D`»
    №13 (100) 12 июля 2010
    Компания
    Содержание:
    IT Broker 2.0

    Откуда и как на российском рынке появился брокер ITinvest, почему его полюбили трейдеры-маргиналы и какие торговые стратегии сегодня уже невыгодны

    Реклама