Деньги — вода — деньги

Инга Коростылева
26 июля 2010, 00:00

Хорошее в этом году выдалось лето, жаркое. Тяжеловато. Но многим нравится. В первую очередь – производителям и продавцам всего вкусного и холодного.

Вообще-то компания «Ист фудс» сначала продавала горячий кофе. Не эту невнятную жидкость в пластиковых стаканчиках, а вареный - в алюминиевых банках, из подогреваемых витрин. И было это на Дальнем Востоке. Там «Ист Фудс» работает уже несколько лет. Но в прошлом году баночки с кофе появились и в Москве, а вслед за ними, очень своевременно, вышли на столичный рынок и прохладительные напитки. Однако лучше начинать рассказ сначала.

Согрей меня, если сможешь

А Дальнем Востоке редко бывает жарко. Денис Душечкин с партнерами по компании «Ист фудс» осенью прошлого года со знанием дела принялись согревать замерзающих москвичей – завезли из Владивостока партию кофе в баночках. Там этот корейский напиток продается давно и в дополнительной рекламе не нуждается.

Пробная партия уже в августе оказалась в Москве. Распространение нового продукта Денис и его московский партнер начали в районе Измайлово – там же позднее открылся офис. Однако дело поначалу шло медленно и тяжело. «Мы предлагали свой кофе владельцам уличных лотков с фаст-фудом, маленьких магазинчиков, - вспоминает Денис. – Но навстречу нам шли неохотно. Продавцам не хотелось ставить витрины, занимать место под незнакомый товар – неизвестно ведь, будет ли на него спрос». Выставлять банки с кофе на полки рядом с другими напитками партнеры не хотели – все-таки кофе вкуснее, когда он горячий, холодный просто испортит все впечатление о продукте. Продавцы упорствовали. Но Денис не сдавался – он знал, что многие его земляки пытались продвигать в Москве корейские напитки, но, не выдержав сопротивления местного рынка, да и вообще ритма жизни – уезжали.

 pic_text1 Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru
Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Пришлось придумывать маленькие маркетинговые акции: кому-то витрины даром, кому-то партия кофе на пробу. «Среди продавцов встречались и оптимисты – только от них пользы было маловато, - смеется Денис. – Звонит человек, рассказывает, как ему нравится наш кофе, как он мечтает его продавать, просит большую партию на выгодных условиях. Предоставляем. Через полгода получаем отказ и возврат, потому что внезапно оказалось, что надо не просто поставить новый товар в магазин, но еще что-то сделать для успешных продаж. А у кофе уже срок годности сильно уменьшился – трудно такой товар продать».

Тем временем наступила осень, а за ней пришла экстремально холодная зима – термометры лопались. Партнеры оживились: вот-вот пойдет торговля. И действительно – к весне лоточники, которые раньше и слышать не хотели о корейском кофе, обрывали телефоны «Ист фудс», если очередная партия задерживалась. «Первая успешная точка – небольшой магазин в одном из измайловских двориков, буквально несколько «квадратов», - говорит Денис. – Поставили витрины на пробу, без всякой надежды на успех, а потом не успевали подвозить товар. Оказалось, что рядом колледж, а основные потребители вашего продукта – студенты. Договорились с одним институтом, там тоже поставили витрины – теперь, правда, кофе продают без них, просто с полки, но студенты его распробовали и покупают с удовольствием, берут с собой на пары. В общем, постепенно дело пошло».

Работать по «белым» схемам довольно дорого – минимум 50% от стоимости товара составят пошлины и НДС, но иначе новичкам в Москве будет сложно.

Логичным продолжением бизнеса стало заключение договора с корейской компанией Lotte. Это крупная азиатская структура, имеющая представительства почти во всех сферах – от нефтедобычи и недвижимости до пищевой промышленности. В Москве ей принадлежит, например, ТЦ Lotte Plaza. А подразделение Lotte Chilsung как раз производит кофе и другие напитки в банках. «На контакт с нами корейцы пошли охотно, потому что до нас никто не представлял их продукцию в центральной части России достаточно широко, - рассказывает Денис. – Мы стали официальными представителями компании, договорились об условиях и начали ввозить напитки контейнерами». На этом этапе было бы просто нелепо не задуматься о расширении ассортимента: если уж идет (а точнее – плывет) в Москву контейнер, набитый баночками с кофе, почему бы не добавить еще несколько ящиков прохладительных напитков? В Москве наступало лето… и оно обещало быть жарким.

Конкуренция со стороны подгузников

К весне у «Ист фудс» сформировалась московская сеть продаж: небольшие магазины и киоски на востоке столицы. Им же стали предлагать корейский напиток «Милкис» - он на Дальнем Востоке тоже очень популярен. Однако тут Дениса поджидали очередные сложности – обратно противоположные тем, которые только-только решились с кофе. «У нас нет и не было специального холодильного оборудования под «Милкис», а содовую, конечно, нужно пить холодной. Причем если кофе комнатной температуры еще ничего – вполне вкусно, то горячая газировка – это катастрофа, - рассказывает он. – Наши банки не ставят в холодильники, потому что все они фирменные – с брендами Coca Cola, Pepsi и так далее». Но решение нашлось – «Ист фудс» заключила договор поставок с одной из московских заправок: там продукт стоит в холодильнике и пользуется хорошим спросом. «Неожиданно появились частные лица, которые просто приезжают и закупают несколько коробок «Милкиса» для себя, - говорит Денис. – Это, конечно, не бог весть какой заработок, но морально нас очень поддерживает».

Среди баночек, которые «Ист фудс» предлагал продавцам, появились и бутылки с напитком «Алое». Вроде бы – натурально, полезно. Но российский потребитель от зеленой водицы отчего-то шарахался: «Непонятно - в подгузниках алое и тут тоже алое. Или это лекарство?» В общем, как говорил домовенок Кузя: «Это я не ем, я не козел». Так и стояли бы бутылочки невостребованными, если бы не контракт с крупной сетью фитнес-клубов и большим ресторанным холдингом. «Продажи в спортивных залах – наша заслуга, мы сами продвигали свой товар на этот рынок, а вот с ресторанами – просто повезло. Оказались, что называется, в нужном месте в нужное время, - признается Денис. – Там решили сделать летние коктейли на основе сока алое, стали обзванивать поставщиков – и мы оперативно отреагировали на звонок, сделали интересное предложение и стали сотрудничать». Правда, пока приходится действовать с помощью посредника – компании, осуществляющей логистику. Своих ресурсов для обслуживания большой сети ресторанов у «Ист фудс» еще нет. «К слову говоря, мы не работаем с крупными розничными сетями в том числе и поэтому, - говорит Денис. – Для того чтобы наладить регулярные поставки в тот же «Перекресток», нужны сложные складские технологии и огромные объемы: поскольку крупные сети требуют товар с 70-80% от срока годности, нужно обеспечить бесперебойное поступление свежих напитков. У нас и так один контейнер приходит, второй – в пути, третий отправляют,  четвертый – заполняют. А для сотрудничества с сетями нужно в несколько раз увеличить эти объемы. Пока мы не готовы тратить на это ресурсы».

Кофе в банках – сложный продукт. Продавцы не хотят ставить витрины и занимать место под незнакомый товар, а покупатели предпочитают более дешевый и привычный вариант: растворимый напиток в стаканчике.

Кроме того, московские ритейлеры требуют за «вход» большие комиссионные – несколько миллионов рублей. Разумеется – без всяких гарантий продаж. Такие траты могут себе позволить только компании, имеющие доступ к внешним инвестициям, или уверенные в продажах. Выход, однако, есть: «Ист фудс», например, сотрудничает с несколькими региональными сетями – там отчисления в пользу продавца значительно меньше, их размеры прямо пропорциональны удаленности от Москвы. Если уехать в провинцию, можно обойтись совсем скромной премией, однако и объемы продаж там, само собой, значительно скромнее.             

Дребеденьги

 pic_text2

На открытие московского филиала «Ист фудс» выделила товара на 200 тыс. рублей, после продажи первой, трудной, партии деньги вернулись. Тут же заказали вторую и еще столько же вложили в закупку новых витрин под кофе – без них не обойтись, а покупать их за свой счет ни один продавец не пожелает. Но все равно – по столичным меркам создание бизнеса обошлось Денису довольно дешево. Не потребовалось внешних заимствований и значительных «довливаний». «Да, мы не инвестировали миллионов в  этот бизнес, поэтому развитие идет поступательно, - рассказывает Денис. – Продали товар, получили деньги, вложили в новую партию, снова продали. Прибыль есть – но, в основном, на бумаге, потому что мы тут же ее реинвестируем. Купили автомобиль, совершенствуем сайт, участвуем в выставках, главное – расширяем ассортимент и работаем над логистикой, надо ведь будет выходить на новый уровень. Первые месяцы мы с московским партнером работали на чистом энтузиазме, почти без зарплаты. Уже потом сделали штатное расписание и выписали себе оклады. Это не главное – хочется развить компанию, укрепить, а потом уже получать личную выгоду, пока выводить деньги из бизнеса нам не интересно». Сейчас, через год, оборот компании увеличился в несколько в несколько раз – во многом благодаря успешной работе московского филиала. Основным продуктом компании пока остается кофе в банках. Открывая офис в столице, партнеры планировали уже к концу 2010 года выйти на продажи в объеме 1,8 млн литров, но уже сейчас «Ист фудс» опережает план вполовину. Динамика продаж «Милкис» пока более сдержанная – в общем объеме он занимает не более 20%, хотя летом в раскаленной Москве продается, в общем, неплохо. Еще скромнее показатели по «Алое». Пока этот напиток «Ист фудс» закупает у другой компании, но в ближайшее время планирует переходить на продукцию от Lotte. Скорее всего, будет выгоднее – корейцы заинтересованы в том, чтобы компания представляла на рынке центральной России как можно больше ее товаров. Ассортимент, кстати, очень широк  - есть даже каши и пудинги в баночках. «Их мы пока не планируем ввозить в Россию, потому что спрос, скорее всего, будет минимальным, считает Денис. – Есть у Lotte отличные, очень вкусные, соки. Они наверняка понравились бы москвичам, но у них слишком высокая цена из-за ввозных пошлин, поэтому и от них мы пока отказались». Ближайшее расширение ассортимента – чай с молоком, тоже горячий, в банках. Уже работают над дизайном упаковки.

В «Ист фудс» вложили около 400 тыс. рублей, сейчас оборот компании вырос в несколько раз, во многом – благодаря успешной работе московского филиала.

Вообще, пошлины и таможня в целом – один из нюансов, существенно осложняющих бизнес и снижающих его доходность. Дело в том, что у таможни существует внутренний документ, в котором прописаны цены на всевозможные товары. И если в нем написано, что баночка газированной воды стоит 50 рублей, то и пошлина взимается с этой суммы, а не с реальной рыночной цены, которая может быть существенно ниже. По информации компаний, занимающихся импортом, более 50% от стоимости товара составляют пошлины и НДС. А в случае с соками все еще сложнее. Они относятся к группе товаров, на ввоз которых требуется дополнительная сертификация. Все выплаты существенно увеличивают себестоимость ввоза, следовательно, увеличивается продажная цена. Бутылка корейского сока будет стоить в московском магазине около 150 рублей. Такие цены уместны – но в магазинах высокого класса. Они традиционно реализуют меньшие объемы продукции, требуют поставок товаров с почти полным сроком годности, поэтому закупать дорогой сок не выгодно. К слову говоря, в регионах договориться с таможней проще. По информации D’ в том же Владивостоке ввозные пошлины на корейские напитки существенно ниже, по сути, они договорные - большинство местных компаний работают по серым схемам. Соответственно, и бизнес выгоднее. В Москве начинающим приходится работать «в белую» - это дорого. Ну, что ж, зато спят предприниматели спокойнее.

Еще одна существенная сложность – кадры. Владелец такого бизнеса и жнец, и чтец и на дуде игрец. «Найти хороших сейлзов в Москве почти нереально, - жалуется Денис. – Будьте готовы к тому, что люди придут, попросят оклад, получат его, а потом, может быть, подумают, работать ли на вас. У нас менеджеры по продажам работают на аутсорсинге. На мой взгляд, это справедливо и разумно, во всяком случае, на данном этапе. У нас есть отличный продавец – девушка, которая зарабатывает едва ли не больше нашего, потому что действительно находит клиентов. Таких людей мало. Многое приходится делать самому: управлять финансами вместе с бухгалтером, искать новые каналы сбыта, заниматься закупками, рекламой, маркетингом – всем сразу. С утра и до ночи».

Кстати, затраты на рекламу «Ист фудс» довольно скромные – нужен представительский сайт, «Яндекс директ» и участие в выставках, которое отчасти компенсирует Lotte. В общей сложности на это ушло не больше 100 тыс. рублей за весь год.

Серьезная проблема такого бизнеса – кадровая. Учредители берут на себя максимум функций – они  сразу продают, закупают, ведут бухгалтерию и продвигают товар.

Конкурентов у кофе в банках в Москве пока нет. Аналогичный продукт есть у «Доширак», но его не продвигают активно, а Coca-Cola временно приостановила продажи «Нескафе эспрессо» в России. А Денис с партнерами активно используют возможности, предоставленные свободным рынком.