Кино

Москва, 18.10.2010
«D`» №19 (106)

Фейсы и буки

«Социальная сеть»

В прокате с 21 октября

Режиссер: Дэвид Финчер

В главных ролях: Джесси Айзенберг, Джастин Тимберлейк

Жанр: драма

История Facebook, главного стартапа десятилетия, началась с юношеских комплексов по поводу внешности. Один не очень популярный студент Гарварда взломал базу данных университета и сделал на ее основе сайт формата Hot or Not: на главной странице каждый день появлялись фотографии двух случайных студентов, и посетителям предлагалось определить, кто из вынужденных участников шоу симпатичнее. Дисциплинарная комиссия хотела было наказать злого IT-гения, но однокурсники за него вступились: им сайт пришелся очень по душе. Тронутый поддержкой друзей и задетый угрозами преподавателей, 19-летний Марк Цукерберг решил посвятить развитию скандального проекта все студенческие годы.

Не прошло и трех лет, как закрытая социальная сеть для студентов Гарварда превратилась в международный феномен под названием Facebook. А сам Марк из депрессивного программиста, частенько писавшего в своем блоге, что все девушки — дуры, вырос в самого юного миллиардера и счастливого обладателя 500 млн друзей.

По версии авторов фильма, всемирная слава безвозвратно снесла парню крышу: на пути к успеху он с потрохами съел лучшего друга, отрекся от собственных наставников и научился ловко манипулировать людьми. Крыша утрачена безвозвратно, но фундамент остался на месте: к примеру, Марк не отказался от своей университетской подружки, хотя вокруг толпами ходили длинноногие соблазны. Подозрительная для 22-летнего миллиардера верность девушке вообще незаметно превратилась в его торговую марку. Однажды Цукерберг послал к черту переговорщиков из Yahoo! под тем предлогом, что хотел провести этот день с подругой. Миллиарда у него тогда еще не было, а в Facebook особо никто не верил. Это сейчас динамика роста социальной сети такова, что к 2012 году аккаунтов в ней будет больше, чем компьютеров во всем мире.

Плохая новость для деловых зрителей: кино не о бизнесе, не об окнах возможностей и даже не о том, как закалялась сталь. Научиться чему-то у людей на экране сложно. Их совещания больше похожи на вечеринку факультета кибернетики, а переговоры в большинстве случаев заканчиваются истерикой. Вся основная работа над стартапом и вовсе остается за кадром.

Хорошая новость для сентиментальных зрителей: Финчер очень остро чует дух времени и дух поколения. Смешивая их, он получает чисто гренуйские духи — на базовом уровне мерзкие, но дурманящие до беспамятства. Режиссер-мизантроп не раз говорил в интервью, что снимает не оду молодым гениям, а отрезвляющую сатиру на поколение, проторчавшее все свои лучшие годы перед монитором в надежде сорвать джекпот и в страхе что-то сделать в реальном мире. А тот факт, что успеха достиг только один из полмиллиарда эскапистов, по замыслу Финчера, только подчеркивает масштаб гуманитарной катастрофы. Сатира удалась: все без исключения герои «Социальной сети» мелки ровно настолько, насколько мелки их аватарки в Facebook. Но, поскольку наблюдение экстраполируется еще на 500 млн человек, вместо задуманного отвращения испытываешь к ним сочувствие и симпатию. Ну да, мы такие.

Карьера самоубийцы

«13»

В прокате с 21 октября

Режиссер: Гела Баблуани

В ролях: Джейсон Стэтхэм, Микки Рурк, Рэй Уинстон, Майкл Шеннон

Жанр: триллер

«13» — гордость и надежда грузинского кинематографа: пять лет назад снятый за столько же копеек фильм назывался «Тзамети», гремел в Венеции и на «Санденсе» и плохо изъяснялся на английском. Теперь у режиссера Баблуани есть голливудский офис, многомиллионный бюджет и самые яркие звезды кровавых боевиков (Стэтхэм, Рурк) и мужских драм (Уинстон, Шеннон). Задача при этом стоит комплиментарная: снять понятный американской публике ремейк собственного фильма о славной секте зурбаганских стрелков, играющих друг с другом в русскую рулетку. Главный герой, сравнительно простой обыватель, попадает в клуб азартных самоубийц по ошибке. Их это, понятно, не волнует. Так что приходится крутить барабан. Положительно нервный, изящно придуманный и аккуратно снятый, но все-таки страшно переоцененный триллер.

У партнеров

    «D`»
    №19 (106) 18 октября 2010
    В ожидании роста
    Содержание:
    Реклама