Фильтры Грэхема

27 декабря 2010, 15:12

Бенджамин Грэхем — однозначный сторонник подхода «не теряй». Краеугольным камнем его стратегии является безопасность: мы покупаем столько внутренней стоимости, что вероятность потерять даже часть денег незначительна. В целом все критерии Грэхема относились к четырем категориям: стабильность бизнеса, показатели дивидендного дохода, дешевизна по P/E, дешевизна по P/BV.

<span style="text-decoration: underline;">Показатели, относящиеся к стабильности бизнеса.</span> Один из первейших критериев, ведь что толку в недооцененных активах, если компания имеет все шансы почить в бозе.

— За последние десять лет было не более двух лет уменьшения выручки.

— Рост величины EPS на акцию в среднем за десять лет на 7%.

— Долг составляет не больше половины СЧА. Оборотные активы двукратно больше суммы краткосрочного долга. Отношение долга к капиталу меньше единицы.

<span style="text-decoration: underline;">Показатели дивидендного дохода.</span> Трепетное отношение некоторых компаний к выплатам дивидендов всегда делало такие акции привлекательными. Для Грэхема стабильный дивидендный доход был одной из граней безопасности, ведь, даже если цены на акцию не вырастут, инвестор получит вполне достойный (в сравнении с облигациями) результат.

— Дивиденды составляют не менее 2/3 дохода корпоративных облигаций с высшим рейтингом.

Этот показатель в оценке акций мы не использовали, так как многие российские компании в принципе не платят дивиденды, а у тех, кто платит, чаще всего незначительные цифры дивидендной доходности.

<span style="text-decoration: underline;">Показатели, относящиеся к коэффициенту </span><span style="text-decoration: underline;">P</span><span style="text-decoration: underline;">/</span><span style="text-decoration: underline;">E</span><span style="text-decoration: underline;">.</span> Грэхем всегда называл себя сторонником инвестирования в бизнес, а не в акции (Баффет пошел еще дальше в этом отношении и мог полностью выкупить компанию, сделав ее непубличной). Если компания торгуется по P/E, равным 10, тогда купивший ее полностью получит аналог облигации с 10-процентной доходностью. Потому Грэхем считал привлекательным сочетание двух условий:

— P/E составляет меньше 40% среднерыночного значения;

— P/E двукратно выше доходности гособлигаций.

<span style="text-decoration: underline;">Показатели, относящиеся к </span><span style="text-decoration: underline;">P</span><span style="text-decoration: underline;">/</span><span style="text-decoration: underline;">BV</span><span style="text-decoration: underline;">.</span> Покупка ниже балансовой стоимости была еще ближе к бизнес-подходу. Грэхем работал в то время, когда была в ходу поговорка «мертвым американский бизнес стоит дороже, чем живым». Компании с реальными активами торговались настолько дешево, что был смысл в полном выкупе и распродаже имущества: ликвидационная стоимость активов была выше затраченных средств. Потому Грэхем использовал следующий критерий:

— Капитализация меньше 2/3 стоимости чистых активов.

Увы, уже в конце карьеры Грэхема покупка компаний по всем этим критериям стала невозможной. Ученики Грэхема адаптировали его подходы. Очень большое признание получил Джоэл Гринблатт. Сделав ключевым инструментом оценки высокую рентабельность, он получил весьма работоспособную систему, превосходящую в течение долгого времени рынок. Было еще несколько известных последователей Грэхема, получивших отличные результаты: Джон Нефф, Джон Темплтон (хотя он получил признание как сторонник международной диверсификации, но всегда старался покупать дешевые компании), Фил Каррет. Несмотря на почтенный возраст, принципы Грэхема продолжают работать: на базе его идей открыт широчайший простор для самостоятельных теорий.