Транспортные магнаты

Тема номера
Москва, 17.01.2011
«D`» №1 (113)
Как создать транспортный холдинг с нуля и почему вложения в порты и пароходства выгодны

Фото: ИТАР-ТАСС \ Иванов Виталий

В ноябре состоялось знаковое для российского рынка событие: на биржи вышел «Трансконтейнер» — первая публичная «дочка» РЖД. Фактически родился новый сектор. Однако пока все аналитики думают, покупать акции новичка или нет, в транспортном сегменте грядет мощная волна слияний и поглощений, которая приведет к формированию интермодальных транспортных операторов, занимающихся перевозками на море и суше. Причем уже сейчас можно понять, что затевают будущие транспортные магнаты.

Государство всячески поддерживает приход в эту отрасль частного капитала. Помимо распродажи железнодорожных компаний правительство в следующем году готовит массовую распродажу своих долей в морских портах, пароходствах и аэропортах. Разумный инвестор уже сейчас, в конце 2010 года, может сделать ставки и сыграть на росте акций транспортного сектора, который, вероятно, станет одним из лучших на бирже в следующем году.

Чтобы понять, по каким принципам крупные бизнесмены строят свои транспортные конгломераты, мы возьмем в качестве примера известного металлурга, номер один в списке Forbes, а теперь еще и грузоперевозчика Владимира Лисина. Его группа Universal Cargo Logistics в последнее время сосредоточила в своих руках несколько портов, пароходств и железнодорожного оператора.

Владимир Лисин

Видимо, идея создать транспортную группу у Лисина родилась чуть ли не случайно. Почти все российские сталевары имеют по своему собственному морскому порту, что упрощает перевозку их продукции в Азию и защищает экспортные потоки. Так, «Евразу» принадлежит 100% порта Находка, у ММК доля во Владивостокском порту, «Мечел» контролирует дальневосточный порт Посьет. Также у металлургов есть и собственные, так называемые карманные или кэптивные, железнодорожные перевозчики, например «Мечел-транс». «Северсталь-транс», после того как ее менеджеры выкупили акции Алексея Мордашова, превратилась в Globaltrans с листингом в Лондоне. По правде говоря, именно этой компании принадлежит слава железнодорожной «фишки» номер один, а вовсе не «Трансконтейнеру».

В свое время НЛМК купил у «Северсталь-транса» акции двух портов на западе — Санкт-Петербург и Туапсе. А перевозчик, который был в кармане у НЛМК, — это Новая транспортная компания (НТК). Во время кризиса, чтобы помочь своему основному активу, Владимир Лисин купил у комбината 69,5% акций порта Туапсе за $254 млн. Ранее им же был куплен порт Санкт-Петербург и 50% в новом порту Усть-Луга. Вдобавок структуры Лисина получили контроль над двумя пароходствами — Северо-Западным и Волжским.

Следующий этап — это интеграция скупленных активов в единую структуру. Компания получила имя Universal Cargo Logistics Holding Ltd, суть ее деятельности и стратегия ясно видны из названия. До 2015 года холдинг планирует инвестировать в свое развитие 45 млрд руб.

Сергей Генералов

Другой транспортный магнат — Сергей Генералов строит свой конгломерат на востоке. Транспортная группа FESCO (Far East Shipping Company) есть не что иное, как Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), акции которого торгуются на ММВБ и довольно ликвидны. Группа владеет долей в базовом для себя Владивостокском порту и на паритетных началах с РЖД управляет железнодорожной компанией «Русская тройка».

Стратегия Генералова поистине имеет государственное значение: FESCO пытается перетянуть грузопоток из Азии в Европу таким образом, чтобы он шел через российские порты и Транссиб, а не через Суэцкий канал. Это было бы выгодно как азиатским экспортерам, так и европейским потребителям — ну и, конечно же, нашим транспортникам. Интеграция морской компании с железной дорогой продолжается. FESCO купила на IPO 12,5% акций «Трансконтейнера». Среди крупных акционеров замечен и ВТБ, но, по всей видимости, акции также приобретены в интересах FESCO, которая не скрывает своего желания получить в перевозчике контрольный пакет. Планируется, что РЖД постепенно будет сокращать свою долю, первоначально до блокпакета. Если в следующем году Генералов купит еще 25% «Трансконтейнера», то ему останется лишь докупить с рынка 4% до контроля. Контрольный пакет оценивается рынком в 21 млрд руб., тогда как вся группа ДВМП, которой он достанется, стоит лишь 37 млрд руб. Не исключено, что Генералов будет всячески накачивать капитализацию ДВМП.

Кстати, возможное падение династии Кимов в Северной Корее будет на руку российским транспортникам. Тогда удастся протянуть Транссиб до южнокорейских портов. И переориентация азиатских экспортеров будет делом времени.

«Транснефть»

Инфраструктурная монополия не только строит нефтепровод Восточная Сибирь—Тихий океан. Чтобы еще лучше контролировать экспорт нефти, компания в данный момент разыгрывает многоходовку. Совместно с инвестиционной группой «Сумма капитал» «Транснефть» приобретает контрольный пакет Новороссийского морского торгового порта (НМТП), который предварительно покупает порт Приморск в Ленинградской области. Через последний из России отправляется львиная доля нефтяного экспорта, идущего по морю. В настоящий момент для тех акционеров НМТП, кто не согласен с приобретением, выставлена оферта (см. «Выкупы и дивиденды», D' №21 от 15 ноября 2010 года).

Оферты от «Транснефти» после приобретения контрольного пакета можно не ожидать, так как куплен не сам порт, а офшор Kadina Ltd, у которого сейчас 50,1% НМТП, но сумма сделки должна вызвать интерес — подробности пока неизвестны. С момента IPO НМТП его акции подешевели, однако трудно представить, что нынешние владельцы этого крупнейшего российского порта продали свою долю по рыночной цене.

Геннадий Тимченко

Правительство взяло курс на продажу своих активов в транспортном секторе, что продолжает привлекать инвесторов. В том числе полным ходом идет реформа железных дорог. РЖД в итоге, видимо, превратится в аналог ФСК и «Транснефти», то есть сохранит за собой лишь инфраструктуру. Основные активы, включая подвижной состав, станут частными.

Уже созданы две грузовые компании — Первая и Вторая (ПГК и ВГК соответственно), а также «Рефсервис». В следующем году инвесторам предложат акции ПГК. Часть бумаг попадет на биржу, а контрольный пакет достанется стратегическому инвестору. Среди претендентов на эту роль эксперты выделяют Владимира Лисина и Globaltrans. Также ПГК интересна Геннадию Тимченко — еще одному транспортному магнату, который контролирует экспорт нефти госпредприятий и «Сургутнефтегаза» через компанию Gunvor. Помимо морского экспорта, Тимченко заинтересован и в железнодорожных цистернах. Это направление сосредоточено в его компании «Трансойл». Впрочем, много ресурсов отвлекает поглощение «НоваТЭКа», и на акции ПГК их может просто не хватить.

Государство

Однако наибольший интерес для частных инвесторов вызывает все же не распродажа железнодорожных активов, на которой можно заработать, видимо, только купив ПГК или ВГК целиком. Привлекает в основном приватизация государственных долей в портах и пароходствах. Мы не берем для анализа транспортные компании, которые более чем на 75% принадлежат действующим акционерам (Владивостокский, Находкинский, Магаданский порты), и предприятия, которые нельзя купить ни на какой биржевой площадке (порты Усть-Луга, Азов, Ейск, Ростов или Западное пароходство). Суть идеи в том, что продажа госдолей будет проходить на аукционах, и если контролирующий акционер захочет докупить акции, то он неизбежно превысит рубеж 50 или 75% акционерного капитала, что влечет за собой оферту по цене аукциона. Из анализа сектора следует, что по фундаментальным коэффициентам почти все компании оценены рынком дешево, в частности значительно ниже стоимости чистых активов. Например, на уже назначенном на 29 декабря аукционе по Томской судоходной компании 25,5% акций Росимущество оценило в 76,1 млн руб., или 300 млн руб. за всю компанию, что примерно соответствует стоимости чистых активов.

Таким образом, можно рассчитывать на то, что аукционы в следующем году будут сильнейшим драйвером роста. После них государство оставит себе вместо небольших долей золотую акцию и тем самым сохранит влияние на транспортный сектор, при этом неплохо пополнит бюджет. Привлечение частных инвестиций будет способствовать обновлению устаревшего оборудования, а с учетом размеров и географического положения нашей страны транспорт является стратегической отраслью, где в отличие от других секторов еще можно создать с нуля миллиардные холдинги.

Где мы можем предугадать потенциальный интерес инвесторов? Во-первых, бросается в глаза тот факт, что на севере России формируется еще один транспортный холдинг. Северное морское пароходство из Архангельска принадлежит Мурманскому пароходству, 63,2% акций которого находятся на руках экс-главы «ЛУКойл-арктик-танкера» Николая Куликова. В обеих компаниях у государства блокпакет. Как у владельцев Мурманского пароходства, так и у потенциальных гринмейлеров, очевидно, будет желание купить госдолю, так что акции северных компаний очень интересны. Особенно Мурманского пароходства, которое фактически представляет собой весь Северный флот. Кроме того, таяние льдов в Арктике и открытие Северного морского пути из Западной Америки и Азии в Европу является долгосрочным драйвером. Характерно, что Архангельский порт принадлежит ГМК «Норильский никель», а бенефициары Мурманского порта неизвестны.

ГМК, в свою очередь, уже сейчас жизненно зависит от северных портов и пароходств. Ему необходимо снабжать заполярный Норильск и одновременно вывозить оттуда свою продукцию: железную дорогу туда не построят никогда, а самолетами переправлять тысячи тонн никеля и меди и обеспечивать снабжение 250-тысячного города дорого. Не стоит забывать, что второй по значимости производственный актив «Норильского никеля» — это Кольская ГМК, которая находится в Мурманской области. Дополняет структуру транспортных активов «Норникеля» контрольный пакет в Енисейском пароходстве, втором по дедвейту речном пароходстве в России. В RTS Board компания стоит чуть больше 1 млрд руб., что при прибыли 617 млн рублей за девять месяцев 2010 года и безусловном интересе ГМК к активу очень дешево. Дополнительная «подушка безопасности» для инвестора — это довольно большая доля государства в голосующих акциях Енисейского пароходства (32,28%). Таким образом, даже если покупателем актива будет не ГМК, оферты не избежать. Государство может оценить актив для продажи в разы выше текущих цен.

С молотка

В том, что ГМК выставит по Енисейскому пароходству оферту, можно не сомневаться. Как, впрочем, и в том, что Владимир Лисин купит госдоли в портах Туапсе и Таганрога, а также в Северо-Западном и Волжском пароходствах. Вышеперечисленные порты торгуются только в RTS Board, но реально купить можно лишь акции Таганрогского порта. А вот бумаги Северо-Западного морского пароходства есть на ММВБ. Компания оценивается рынком всего в 600 млн руб., что в три раза ниже стоимости чистых активов. Стоит учитывать, что на балансе находятся 100% Невского судостроительно-судоремонтного завода и 33,4% Окской судоверфи (еще 23,48% у Волжского пароходства), являющихся ведущими предприятиями судостроения с портфелем заказов на 15 млрд руб. Как показывает практика, Лисин всегда соблюдает закон об акционерных обществах, и, скорее всего, оферту стоит ждать во всех четырех компаниях.

Вероятно, вызовет интерес у инвесторов и аукцион по продаже 55% акций порта Ванино в Приморье. Реализуется сразу контрольный пакет, значимых акционеров сейчас не видно, и, может быть, будет значительное превышение стартовой цены.

А вот продажи 23,47% обыкновенных акций порта Восточный и 20% НМТП могут и не состоятся. В первом случае компанию контролирует «Кузбассразрезуголь» с долей 75%, и дополнительные акции ему уже не нужны, в лучшем случае он купит их на уровне рынка — компания торгуется чуть выше СЧА. Сложная ситуация и в НМТП, где 20% — это почти $0,5 млрд. Даже для «Транснефти» это лишние траты. У РЖД сейчас 5% порта, и ранее компания утверждала, что хочет купить госпакет и увеличить долю до блокирующего, но для миноритариев это мало что значит: здесь все равно оферты не будет.

Речные пароходства на Оби, Иртыше, Амуре и Лене могут привлечь компании, работающие в этих регионах, но пока об интересе к Западно-Сибирскому пароходству заявил только «Газпром», у которого уже 26,1% акций. Возможно, Ленское пароходство заинтересует «Алросу», а Иртышское — «Газпром нефть», но купить эти бумаги крайне сложно.

На море же у правительства остался значимый актив — базирующаяся на Балтике компания «Совкомфлот». Им за последние годы путем методичной скупки с последующим погашением казначейских акций были собрано 100% голосов черноморской компании «Новошип». И уже в следующем году объединенная компания выйдет на IPO, что также является долгосрочным драйвером для сектора.

Порты и пароходства: цены и владельцы
Структура акционеров Енисейского параходства
Структура акционеров "Трансконтейнера"

Новости партнеров

    Реклама