Некоторое время назад сотрудник редакции решил обновить автомобиль. В качестве кандидатов рассматривались небольшие грузопассажирские фургончики, которые довольно часто встречаются в Москве, например Renault Kangoo или Volkswagen Caddy. Но самым бюджетным вариантом оказался Fiat Doblo российской сборки («Соллерс»), стоивший от 400 тыс. руб. Загоревшись идеей приобретения такой машины, коллега почитал отзывы на автомобильных интернет-форумах.
Нельзя сказать, что там доминировали отрицательные комментарии, но некоторые высказывания убивали любое желание купить Doblo. «За 17 тыс. км было несколько мелких неполадок: уходил антифриз — поменяли помпу и уплотнительную резинку; стук сзади — оказалось, что пыльники амортизаторов разболтались; пятая передача плохо включалась — отрегулировали кулису. В целом автомобилем очень доволен, только вот бензина для 1,4 кушает много — 12,1 л на 100 км». «Красивый дизайн, дорогие запчасти, капризная электроника, особенно блок управления двигателем». Были, конечно, и положительные отзывы: «Машина-зверь!!! Расход минимальный, двигатель просто ракета! Максимальная скорость — 190 км/ч, а с места равных нет! Берите, не пожалеете!»
Опрос знакомых автолюбителей показал, что в народе бытует стойкое убеждение, будто итальянцы не умеют делать автомобили. В свете последних сообщений о двух итальянцах, которые якобы создали термоядерный реактор (синтез водорода и никеля с получением на выходе меди и энергии), эта мысль приобретает комические оттенки. Вместе с тем мы довольно отчетливо помним, как последние несколько лет акции «Соллерс» рекомендовали к покупке именно потому, что компания начала производить коммерческие автомобили Fiat на территории России.
Во второй половине сентября 2008 года (после банкротства Lehman Brothers), в разгар паники на финансовых рынках, «Соллерс» опубликовала отчет за шесть месяцев. Аналитики отнеслись к нему позитивно и рекомендовали покупать акции по целевой цене $100. После чего их стоимость рухнула до $3. Справедливости ради отметим, что сокрушительные потери в то время понес весь автопром.
Однако на дворе 2011 год, коммерческие автомобили «Соллерс» вместе с Fiat выпускает уже давно, в отрасли произошли перемены, и в отзывах на интернет-форумах мы увидели повод приглядеться к компании, продукцию которой называют в народе «Жигулями».
Громадье планов
Сегодня, согласно консенсус-прогнозу, который рассчитывает СПАРК, потенциал роста акций компании составляет всего 8%. При этом бумаги «Соллерс» весь 2010 год обгоняли рынок. Особенно резво они пошли вверх к концу года, когда стало известно о росте продаж группы на 37%. Основной вклад в показатель внесли микроавтобусы Fiat Ducato (+59%), проданные в количестве 13 тыс. штук. Впрочем, более половины автомобилей, проданных «Соллерс», приходится на УАЗ.
Теперь группа владеет 66% уставного капитала УАЗа и 69,99% Заволжского моторного завода (ЗМЗ). Акции этих компаний торгуются на рынке, а стоимость пакетов, принадлежащих «Соллерс», составляет $665 млн. Капитализация самой группы равна $835 млн. Инвестиционная идея, под которую в 2010 году покупался концерн, — низкая капитализация по сравнению с суммой публичных частей компании — себя исчерпала.
Итак, продажи автомобилей в прошлом году серьезно выросли, но в целом «Соллерс» пока терпит убытки. До 2007 года чистая прибыль уверенно росла, пока компания не занялась иномарками. В 2008-м убытки достигли 376 млн руб., а в 2009 году — 5 млрд руб. При этом основные рабочие лошадки холдинга — УАЗ и ЗМЗ — являются прибыльными.
Так что же вытягивает из «Соллерс» деньги? Прежде всего это громадные инвестпроекты. Компания стремится создать сразу несколько сборочных производств: за несколько последних лет были открыты заводы в Елабуге, Набережных Челнах, в конце 2009 года на Дальнем Востоке. Эти проекты пока не окупаются. Одновременно «Соллерс» не оставляет идеи создания совместного с Fiat предприятия по производству полумиллиона легковых автомобилей в год с суммарными инвестициями в размере €2,3 млрд.
Вклад будущих партнеров определен так: со стороны Fiat — технологии на €150 млн, со стороны «Соллерс» — производственные мощности ЗМЗ и завода в Набережных Челнах на ту же сумму. Остальные €2 млрд должен был выделить ВЭБ на 15 лет с пониженной процентной ставкой, однако он «проводит экспертизу» проекта уже больше года. Если вспомнить о том, что «Соллерс» — частная компания, собирающаяся конкурировать с АвтоВАЗом, который государство еще окончательно не пристроило в хорошие руки Renault-Nissan, то рассчитывать на производство легковых «Фиатов» в России группой «Соллерс» в ближайшее время довольно наивно. Судя по всему, они должны были занять нишу недорогих автомобилей, которую быстро оккупировали бюджетные модели Chevrolet, Renault и, разумеется, «Лады». В результате зимой 2010 года основной владелец и глава «Соллерс» Вадим Швецов заявил о том, что совместное предприятие может быть создано и без ВЭБа.
Разнообразие проблем
Если посмотреть на долговую нагрузку «Соллерс», то привлечь дополнительно €2 млрд — непростая задача. Облигации компании с погашением в 2013 году торгуются с доходностью 12% годовых и входят в двадцатку лидеров по этому показателю, по данным информационного агентства Rusbonds.ru. Требуемую сумму можно получить либо у государства, либо через дополнительную эмиссию акций, поскольку текущие денежные потоки не позволят предприятию увеличивать свой долг.
Когда в обсуждениях всплывает тема акций «Соллерс», его сторонники одним из главных плюсов компании называют разнообразие моделей. Это двигатели (ЗМЗ), отечественные и корейские модели внедорожников (УАЗ и SsangYong), коммерческие автомобили Fiat и грузовики Isuzu. Однако продажи всех иностранных марок у «Соллерс» пока далеки от желаемых объемов. Так, машин Fiat всех типов в прошлом году было выпущено около 24 тыс. (мощность завода в Набережных Челнах, где они собираются, — 75 тыс. автомобилей в год), SsangYong — 14 тыс., а Isuzu — всего 3 тыс. По этим данным можно подсчитать долю каждого сегмента в выручке (см. график 3). Понятно, что пока продажи концерна не начнут расти, окупить вложения в новые производства не получится.
В «Соллерс» нам сказали, что в краткосрочной перспективе доли разных заводов в выручке будут меняться в соответствии с динамикой спроса и наращиванием темпов производства. Так, возрастет и загрузка производственных мощностей компании.
Сегодня «Соллерс» поддерживают разного уровня госзаказы: во многих регионах Fiat заменяют «Газели» в качестве маршрутных такси и машин скорой помощи. Но все же самым большим является рынок легковых автомобилей. По прогнозам агентства «Автостат», в 2010 году он вырос на треть, в 2011 году увеличится еще на 20–30%, но этот рост не коснется «Лады» и УАЗа.
При этом у каждого завода группы есть свои проблемы. ЗМЗ исторически был предназначен для сборки двигателей для ГАЗа (а также ПАЗа и УАЗа). Однако в 2009 году ГАЗ решил перейти на двигатели других производителей, и ЗМЗ сейчас находится в сложном положении: ему приходится искать другой рынок сбыта.
Между тем на ГАЗ поставлялось 50% продукции ЗМЗ. В 2008–2009 годах «Соллерс» вложила почти полмиллиарда рублей в обновление ЗМЗ, чтобы завод начал производить моторы для Fiat Ducato и UAZ Patriot. Но поскольку продажи этих моделей невелики, то и новым мощностям ЗМЗ далеко до плановых 90 тыс. двигателей в год.
Стагнация УАЗа также объяснима: UAZ Patriot не пользуется особым спросом. К тому же завод периодически отзывает партии машин из-за технических недоработок — буквально в конце прошлого года он объявил, что будет дорабатывать крепления топливного шланга на автомобилях Patriot, выпущенных в первой половине 2009 года (это около 1 тыс. машин). Без этой доработки топливный шланг в Patriot может перетереться о прилегающие детали. Годом ранее УАЗ отозвал около 2 тыс. автомобилей по причине дефекта масляного фильтра.
Завод в Набережных Челнах, производящий Fiat, в прошлом году останавливался на несколько недель из-за нехватки комплектующих, а в 2009-м были перебои в работе завода «Северсталь-авто-Isuzu» в Елабуге — причиной стало затоваривание складов при низком спросе.
Производство SsangYong в прошлом году было перенесено на Дальний Восток, в регион, где внедорожникам «Соллерс» придется очень серьезно конкурировать с японскими и корейскими подержанными и новыми автомобилями. С другой стороны, когда готовился этот номер, появились сообщения о том, что на дальневосточных мощностях «Соллерс» может быть организовано сборочное производство легковых авто Mazda, что стало бы неплохим подспорьем для группы, ведь инвестиции уже сделаны и мощности (25 тыс. автомобилей при выпуске в 12 тыс.) надо как-то загружать. Кроме того, если заглянуть на сайт Avto.ru, то, судя по количеству объявлений о продаже автомобилей, Mazda в пять раз популярнее Fiat.
По случайному совпадению история, с которой началась эта статья, завершилась покупкой поддержанной Mazda.