Деньги на бочку

Неголубые фишки
Москва, 28.03.2011
«D`» №6 (118)

Фото: из архива фотослужбы

Пока российский фондовый рынок трепыхается вблизи годовых максимумов индекса ММВБ, самое время найти какую-нибудь хорошую инвестиционную идею, которая поможет вам заработать. Поэтому сегодня я хочу поговорить о дивидендах, прекращении торгов акциями телекоммуникационных компаний и хороших финансовых показателях Улан-Удэнского авиационного завода. А в качестве бонуса предлагаю вам стряхнуть пыль с ваучеров времен приватизации.

Улан-Удэнский авиазавод и «Вертолеты России»: IPO и хорошие дивиденды

Должен признать, что ранее я был несправедлив к Улан-Удэнскому авиазаводу (УУАЗ). В заметке «Выкупы и дивиденды» (см. D' №21 от 15 ноября 2010 года) я предполагал, что размер его чистой прибыли за 2010 год не будет отличаться от показателей 2009-го. Именно к такому выводу можно было прийти, ознакомившись с отчетом компании за девять месяцев работы. Но недавно УУАЗ очень меня порадовал, потому что по сравнению с итогами 2009-го увеличил свою чистую прибыль на 80% (до 4530 млн руб.). В результате по показателю P/E, то есть отношению капитализации к годовой прибыли (равному 3,9), его акции снова стали на ММВБ одними из самых дешевых.

Известно, что прибыль — это еще далеко не дивиденды, она может остаться в распоряжении предприятия. Однако совет директоров все-таки рекомендовал выплатить вкладчикам по 4,24 руб. на акцию. Учитывая, что на ММВБ она стоит 66,4 руб., мы получаем дивидендную доходность 6,4%. Это отличный показатель даже для компаний второго эшелона.

Реестр акционеров, которые станут претендовать на дивиденды и получат право голоса на общем собрании, будет сформирован 8 апреля 2011 года. Так что время для покупки бумаг авиазавода еще есть.

Помимо этого, не так давно «Вертолеты России» (основной держатель акций УУАЗа, «Роствертола» и Казанского вертолетного завода) провели дробление бумаг, увеличив их количество в 1000 раз. Это было сделано для перевода всех предприятий холдинга на единую акцию. Проще говоря, скоро бумаги УУАЗа заменят на акции «Вертолетов России», которые в 2011 году выйдут на IPO1. Как я уже неоднократно писал, первичное размещение — это лишь разогрев котировок, и они должны еще вырасти.

В чем же тут подвох? Дело в том, что коэффициенты конвертации еще неизвестны широкому кругу лиц. Хотя если у компании P/E ниже 4 и отсутствуют долги, то опасаться несправедливой оценки вроде бы глупо. Но у нас на рынке бывает всякое.

Телекомы

Главным событием марта в коммуникационной сфере стало объявление даты прекращения биржевых операций по ценным бумагам (акциям, депозитарным распискам и облигациям) межрегиональных компаний (МРК) и «Дагсвязьинформа» в связи с их присоединением к «Ростелекому». 25 марта 2011 года последний вместе с «Центртелекомом», «Сибирьтелекомом», «Дальсвязью», «Уралсвязьинформом», «Волгателекомом», «Северо-Западным телекомом» и Южной телекоммуникационной компанией должны подать заявления о завершении своей деятельности. Так что этот день, вероятно, и станет последним днем торгов. Тогда же в Лондоне перестанут проводиться сделки по акциям и депозитарным распискам «Комстара», который вольется в МТС. В Москве это произойдет 25–28 марта. Выход на биржу новых выпусков акций «Ростелекома», в которые будут переведены бумаги МРК, ожидается не ранее середины мая 2011 года.

Я уже писал о потенциальных дивидендах «Таттелекома» и о том, что ПИФы телекоммуникаций в свете надвигающейся реформы, возможно, станут покупать акции татарского оператора и его башкирского коллеги. Все потому, что телекомов на бирже станет меньше, а управляющие компании не могут вкладывать в одного эмитента более 15% средств портфеля.

Однако за месяц котировки татарского оператора практически не изменились (0,224 руб.). Подросли только цены на «обычку» «Башинформсвязи» с 13 до 14,6 руб., а вот стоимость «префов» даже снизилась с 6,5 до 5,9 руб. Это довольно странно, ведь реестр акционеров закроют только 22 апреля, а значит, дивиденды на все купленные бумаги будут рассчитываться по показателям 2010 года. Впрочем, совет директоров компании еще не высказывался относительно их размера.

Между тем «Таттелеком» провел отсечку реестра 14 марта. Почти через неделю совет его директоров огласил, что держатели акций в общем получат около 196,7 млн руб. (или по 0,00944 руб. за штуку). Хотя это почти на 10% превышает мой прогноз (0,00863 руб.), дивидендная доходность все равно оказывается невелика: 0,00944 / 0,224 = 4,2%.

Думаю, что после того, как 16 новых выпусков бумаг «Ростелекома» будут выведены на ММВБ, ПИФам потребуется примерно месяц, чтобы продать их и обратить внимание на «Таттелеком», «Башинформсвязь» и «Центральный телеграф». Если в течение этого времени роста котировок первого из них на бирже не произойдет, значит моя идея не сработала, и я выйду из его акций.

Кстати, я совсем забыл упомянуть о московском операторе. По финансовым показателям он выглядит слабее татарского коллеги. Хотя капитализация «Таттелекома» сегодня 4,8 млрд руб., а «Центрального телеграфа» — 9,2 млрд, чистая прибыль последнего за весь 2010 год составила 288 млн руб., а татарской компании только за девять месяцев — 480 млн руб.

Аэропорты

В статье «Меняю один подержанный “Боинг” на два новых аэропорта» (см. D' №2 от 31 января 2011 года) говорилось о вполне адекватной оценке московских аэровокзалов по сравнению с региональными. Например, стоимость Шереметьево в 2008 году перед возможным IPO составляла $2 млрд. Осенью 2010-го в интервью газете «Коммерсантъ» его гендиректор Михаил Василенко заявил, что нынешние показатели окажутся примерно на том же уровне. Он был очень близок к истине. 22 марта появилась информация, что аудиторская компания из «большой четверки», Ernst & Young, оценила аэропорт в $1,743 млрд (100% принадлежит государству), а терминал D — в $354 млн (акционеры — Внешэкономбанк, ВТБ и «Аэрофлот», у последнего доля 52,82%).

На фоне этих событий происходит перераспределение крупных долей компании. Так, 16 марта Национальный резервный банк объявил о сокращении своего пакета в «Аэрофлоте» с 10,22 до 9,82%. 22 марта стало известно, что «дочка» авиаперевозчика «Аэрофлот-финанс» приобрела 3,16% его бумаг и теперь обладает 10,38%. Интересно, что деньги на сделку были получены в результате размещения в апреле 2010 года облигаций компании на сумму 12 млрд руб. под 7,75% годовых. Ясно, что и сам «Аэрофлот» рассчитывает на рост стоимости акций, но идти вместе с ним, не видя целей и не понимая мотивов, не мой метод.

Тем временем финансовые итоги 2010 года подвел аэропорт Толмачево, неоднократно упоминаемый в D'. Его выручка составила 3,2 млрд руб., а чистая прибыль — 180 млн руб. Согласно уставу компании, 10% последней должно направляться на дивиденды по привилегированным акциям. Все это предполагает выплату по 11,57 руб. на бумагу, которая, кстати, стоит $7,5 (217 руб.) — то есть дивидендная доходность получается довольно низкой (5,3%). Но, к сожалению, вкладчики не получат и этого. Всю прибыль предприятие вложит в развитие.

Напомню, месяц назад появилась инвестиционная идея купить акции аэропорта накануне продажи государственного пакета. Аукцион состоялся, цена оказалась относительно высокой. Однако Толмачево котируется в информационной системе RTS Board и говорить о том, что стоимость его бумаг выросла, сложно. Тем не менее, если до этого они продавались по $20, то сегодня уже по $30.

Московская недвижимость всегда в цене

Помните лозунги 1993–1994 годов: «Несите свои ваучеры. Московская недвижимость всегда в цене!»? Так вот, сегодня настала пора стряхнуть пыль с приватизационных бумажек. С 18 марта на ММВБ начали торговаться акции бывшего чекового инвестиционного фонда «Московская недвижимость». Я думал, что все они давно исчезли вслед за «Нефть-алмаз-инвестом», но, как оказалось, я ошибался.

Сегодня эта компания называется ОАО «МН-фонд». Мне не удалось узнать, что находится в ее активах, — акционеры могут самостоятельно попытать эмитента на этот счет. Всего был выпущен 61 млн бумаг, стартовую цену которых определили в 2,75 руб. По ним, кстати, в последние годы даже выплачивались дивиденды: по 11 коп. за 2005 год, по 44 — за 2009-й. Однако в свободном обращении этих акций, по сути, нет. На ММВБ они продаются и покупаются в особом режиме переговорных сделок2. Это новшество биржи, введенное с 1 марта. Оно коснулось нескольких компаний, которые оцениваются как рискованные для широкого круга инвесторов.

Но, если у вас не было и нет «Московской недвижимости», не спешите огорчаться. С июня 2006-го на РТС торгуется «МММ-инвест», который обещал сделать наш ваучер золотым. Хитрецы только сменили название: теперь это ОАО ИК «Русс-инвест», имеющее более 2 млн акционеров, сдавших в ЧИФ свои приватизационные чеки. Однако не стоит путать его с АО МММ Сергея Мавроди — это разные организации. В 2000 году судебная коллегия Верховного суда отменила наложенный в рамках «дела МММ» арест акций 17 компаний, принадлежащих «Русс-инвесту».

Кстати сказать, капитализация американского инвестиционного банка Goldman Sachs сегодня составляет $87 млрд. Но я думаю, что время покупать акции российских инвестиционных и управляющих компаний еще не пришло.

1 IPO — публичное предложение инвесторам стать акционерами компании, сделанное впервые.

2 Режим переговорных сделок — в его рамках участники торгов информируют конкретных контрагентов о намерении совершить сделку на определенных условиях и приходят к соглашению путем выставления адресных заявок.

Таттелеком должен заменить акции региональной связи
Аэрофлот сам играет своими акциями
Улан-удэнский вертолетный завод растет за счет экспорта
Вертолетные и авиационные компании мира

У партнеров

    Реклама