Кино

Образ жизни
Москва, 28.03.2011
«D`» №6 (118)

Конченое накопление капитала

«ПираМММида»

В прокате с 7 апреля
Режиссер: Эльдар Салаватов
В ролях: Алексей Серебряков, Петр Федоров, Даниил Спиваковский, Федор Бондарчук, Екатерина Вилкова, Сергей Горбунов
Жанр: жизнь замечательных людей

«ПираМММида» — кино про Сергея Мавроди, снятое по мотивам его книги, написанной в тюрьме, и им же в каком-то смысле спродюсированное. С таким синопсисом можно было ожидать двухчасового психоделического рекламного ролика с Леней Голубковым, но конечный продукт получился каким-то страшно лихим и умным. Живи мы в Америке, этот фильм стал бы ключевым претендентом на «Оскар», хотя и проиграл бы в итоге по всем статьям какой-нибудь драме про войну. Жанровые махинации даются «ПираМММиде» так же ловко, как прошлогодней «Социальной сети», которой она, конечно, сильно уступает в сценарии, но на которую — с поправкой на наши азиатские нравы и время действия — все равно очень похожа. При желании здесь можно вычленить столько сюжетных линий, что кино окажется и не про Мавроди вовсе, а про нас с вами. История противостояния личности и системы — есть, история перехода от навязанных ценностей к собственной, пусть и извращенной, модели восприятия мира — есть, история накопления капитала — есть, перестрелки, секс, костры амбиций, политика, дружба — тоже, черт возьми, есть.

Можно было написать про «ПираМММиду», что это наши русские «Нефть», «Уолл-стрит», «Гражданин Кейн» и даже та самая «Социальная сеть» (благо Мавроди и Цукерберг — посмотрите хотя бы на их странички в «Википедии» — похожи и внешне, и внутренне), но это стало бы лестным преувеличением. Фильм не сообщает ничего радикально нового ни о бизнесе, ни о людях, которые им занимаются. Да и вряд ли он мог это сделать: Пол Томас Андерсон, Оливер Стоун, Орсон Уэллс и Дэвид Финчер уже сказали на эту тему все, что нужно. Гораздо интереснее наблюдать, как авторы фильма воображают себе сослагательное наклонение истории: пресловутые «лихие 90-е» в «ПираМММиде» кажутся настоящим временем чудес. Не в том пошловатом смысле, что можно было делать деньги из воздуха и принимать ставки, от одной мысли о которых у нынешнего племени клерков потеют ладошки. А потому, что обычно не очень-то свежий воздух в это время отчего-то был пропитан той самой пассионарностью, на нехватку которой вечно сетовали русские философы. И фильм в конечном счете рассказывает не о превратностях толкования исторических фактов через призму личности и даже не о моральном релятивизме, неизбежно возникающем там, где есть деньги, а об огромном количестве дикой человеческой энергии, на короткий период образовавшейся в стране и потом куда-то бесследно исчезнувшей. Если такая радиация вдруг подействует на мизерную часть зрителей, как-то зарядит их и взбодрит, то, ей-богу, вся эта унизительная январско-февральская медийная канитель с Мавроди имела право быть.

Кстати, если все-таки хочется посмотреть кино про природу капитализма, то такой шанс представится через пару месяцев: грядет экранизация книги «Атлант расправил плечи». История там не такая благополучная, как с «ПираМММидой»: проект фильма метался по Голливуду добрых 40 лет, привлекая в разное время то Иствуда, то Редфорда, то Шарлиз Терон, то Джоли с Питтом, но в итоге оказался в руках малоизвестного режиссера и актерского ансамбля второго плана. А продюсировать его согласился лишь некий спортивный магнат, помешанный на Айн Рэнд, — чуткие к окружающей реальности киностудии от проекта дружно отказались. Проще говоря, авторы картины оказались примерно в той же ситуации, с поправкой на время, что и герои оригинальной книги. Обязательно вернемся к этой красивой истории ближе к премьере.

Девчата

«Запрещенный прием»

В прокате с 31 марта
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Ванесса Хадженс, Эбби Корниш, Карла Гуджино, Джэми Чунг
Жанр: фэнтези, фантастика, боевик, легкая эротика, тяжелый бред

50-е годы прошлого века, в уютной загородной клинике улыбчивые врачи делают лоботомию подросткам с трудным характером. Группа девочек-пациенток не хочет превращаться в овощи и решает сбежать из лечебницы. Поскольку сама по себе психбольница охраняется лучше Форт-Нокса, девчата замышляют не реальный, а воображаемый побег. При этом выясняется, что с головой у них и правда проблемы: в вымышленной вселенной героини сталкиваются то с роботами, то с драконами, то с фашистами, то с ниндзя. Концентрация спецэффектов, лихих операторских виражей и неприличных режиссерских жестов соответствует гормональному фону действующих лиц. Все время что-то взрывается, гремит и звенит. Подружки косят из пулеметов фашистские полчища и рубят самураев мечами. За кадром звучит удивительный саундтрек.

Режиссера зовут Зак Снайдер — он как-то снял «Хранителей» и «300 спартанцев». А вот личность автора как раз заставляет усомниться. То ли он действительно хотел сделать собственную версию «Алисы в Стране чудес», басню про то, как важно вовремя спрятаться в веселой кроличьей норе от мира, норовящего сделать всем юным умам лоботомию. То ли ему просто нравится смотреть, как одетые в школьную униформу девицы гасят драконов из минометов.

У партнеров

    Реклама