Интервью

Близкие инвестиции для Дальнего Востока

Как будут развиваться Владивосток и Хабаровск

Близкие инвестиции для Дальнего Востока
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Значение Хабаровска и Владивостока как экономических и промышленных центров страны будет расти в ближайшие годы, считает ключевой федеральный инвестор в регионе ВЭБ.РФ. В ходе рабочей поездки на Дальний Восток председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов обозначил сразу несколько направлений будущих инвестиций корпорации в регион.

Логистика сегодняшнего дня

Согласованный правительством РФ мастер-план столицы Приморья предполагает, что к 2030 г. инвестиции в основной капитал Владивостока вырастут более чем в 26 раз от уровня 2022 г. — до 3,7 трлн руб., а средняя заработная плата в городе составит 145 тыс. руб. В аналогичном плане развития Хабаровска, второй экономике Дальнего Востока, инвестиции вырастут в 5 раз, до 992 млрд руб., а средняя заработная плата составит 156 тыс. руб. в месяц. Развитие агломераций сопряжено в том числе с переориентированием глобальных цепочек поставок: по итогам прошлого года российская казна получила от Приморья 1,057 трлн руб. «за счет поворота на Восток, за счет развития портовой инфраструктуры и расширения „узких мест“ по железной дороге», — рассказал Игорю Шувалову губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Делегация ВЭБ.РФ и Агентства стратегических инициатив (АСИ) провела в Приморье и Хабаровском крае бизнес—миссии, цель которых — обновление собственных стратегий развития в новом финансовом цикле и аккумулирование новых задач в регионе.

«Сегодня логистика — одно из ключевых направлений, и мы готовы подключиться к проектам, которые представляют интерес для Приморского края, и для России в целом», — отметил Шувалов. В частности, ВЭБ готов продолжить инвестирование в развитие порта «Суходол» (расположен в пределах свободного порта Владивосток, всего в получасе езды от аэропорта). Институт развития уже вложил 17 млрд руб. в угольный терминал, а в дальнейшем рассчитывает нарастить мощности порта, сделать его универсальным, и помочь в строительстве поселка для сотрудников «Суходола». Новый поселок объединит в себе 63 многоэтажных дома, таунхаусы, частные дома, детские сады, школы, техникум и поликлинику, рассказал представитель порта.

В то же время власти Приморья совместно с корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) развивают новый девелоперский проект в Надеждинском районе Владивостока. Проект «Большой Владивосток» предполагает строительство, по сути, нового города на 80 тысяч человек, «конкурента Сочи на востоке страны» с деловым центром, ипподромом, школой парусного спорта, яхтенной гаванью и 10-километровой благоустроенной набережной, рассказал в рамках презентации идей участниками форума «Сильные идеи для нового времени» генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев. Инвестиции в проект на текущем этапе он оценивает в 1,5 трлн руб., к реализации будет подключен пул инвесторов. «Проект „Большой Владивосток“ особо важен для страны, и все, что касается экономики и социальной сферы Владивостока, является в том числе сферой нашей ответственности, и мы будем принимать в этом непосредственное участие», — отметил Шувалов. Он не исключил, что в городе в рамках новых транспортных проектов будет возрождена и трамвайная линия, демонтированная в «десятых» годах.

В сферу интересов ВЭБ.РФ вошли и другие проекты Приморья, такие, как создание рыбного порта на полуострове Назимова (проект с инвестициями в 3,6 млрд руб. в год предполагает открытие в 2026 г. рыбного рынка, ресторанной зоны, фудкорта и рыбной биржи), расширение крупнейшего за Уралом Центра обработки данных, и строительство аквапарка и семейного развлекательного центра на острове Русский.

Владивосток постепенно становится крупным экономическим хабом, отмечает Шувалов, это подтверждает и мастер-план города, предполагающий рост населения города до 2 млн человек против сегодняшних 500 тысяч. Локомотивом развития выступают порты, год от года увеличивающие свои мощности и номенклатуру грузов, а также верфь «Звезда», портфель заказов которой составляет сегодня порядка 60 судов. «Узким местом» остается пропускная способность железных дорог на Восточном полигоне, признает глава региона Кожемяко. Решение этой задачи прозвучало в послании президента РФ Владимира Путина к Федеральному Собранию: до 2030 г. возможности БАМа и Транссиба вырастут с 173 до 210 млн тонн в год, одновременно должны получить развитие и дальневосточные порты Ванино и Советская Гавань.

Две жизни аэропорта

Президент в недавнем послании Федеральному собранию поставил перед правительством РФ задачу по повышению авиационной мобильности граждан за счет обновления парка российских самолетов и модернизации региональной авиационной сети. Как минимум 75 аэропортов будут обновлены за 6 лет, отметил президент. В 2012 г., перед саммитом АТЭС, при участии ВЭБ.РФ был построен новый терминал аэропорта Владивостока. Сегодня при участии института развития строится новый пассажирский международный терминал в аэропорту Хабаровска, рассказал в столице края Игорь Шувалов. Общий объем инвестиций, по его словам, составит 6,1 млрд руб. Из них 3 млрд выделит ВЭБ.РФ, половину этой суммы — на льготных условиях. «Ранее мы профинансировали строительство терминала для внутренних авиалиний. Уверен, что Хабаровск будет развиваться и как точка притяжения для гостей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и как транзитный авиаузел», — считает он. Терминал планируется запустить в 2025 г. По словам губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева, это позволит нарастить международный пассажиропоток аэропорта до 1 млн пассажиров в год.

При этом старый терминал может стать пространством креативных индустрий, предположил Шувалов и не исключил финансирования проекта, если идею возможно монетизировать. О проблеме дефицита творческих площадок в Хабаровске ему сказали участники совещания по вопросам развития креативной экономики. По мнению генерального директора АСИ Светланы Чупшевой, государство «сделало ставку» на развитие креативных индустрий. И если ранее в правовом поле не было даже юридического термина «креативная индустрия», то сегодня сформирована и правовая, и финансовая база для ее формирования. АСИ также проводит обучающую работу с регионами: объясняет ключевые принципы, за счет которых растет и число креативных предпринимателей, и их доход, отметила она.

В числе других социальных инициатив, в которые может инвестировать ВЭБ.РФ — строительство нового здания Дальневосточного художественного музея, реконструкция санатория Уссури и развитие крупных туристических объектов региона.

Общий пакет инвестиций ВЭБ.РФ в дальневосточную экономику на данный момент уже составляют 4,8 трлн руб., сообщал институт развития. В дальнейшем одни только проекты Хабаровска смогут привлечь финансирование до 10 млрд руб. у ВЭБ.РФ, отметил Шувалов по итогам бизнес-миссии.

Материалы по теме:
Экономика, 5 сен 17:04
О чем сказал Владимир Путин на пленарном заседании ВЭФ-2025
Экономика, 4 сен 21:01
Как президент провел первый день на ВЭФ-2025
Экономика, 4 сен 11:40
На ВЭФ обсудили возможности создания трансарктического транспортного коридора
Экономика, 3 сен 17:56
Как государство и агрегаторы на ВЭФ искали общие интересы
Свежие материалы
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда
«Белый лебедь» распугал «медведей»
Финансы,
Владимир Путин и Дональд Трамп вернули рынок акций в восходящий тренд