Интервью

Дороги любят счет

Как используются средства бюджета на ремонт и строительство автодорог

Дороги любят счет
Фото: Сергей Елагин/Бизнес Online/ТАСС
Счетная палата выявила дефицит финансирования дорожных работ, необходимых для достижения регионами нормативов к 2030 г. и оценила его в 443,8 млрд руб. Проверка касалась Якутии, Нижегородской и Тамбовской областей за период 2021–2024 гг. Также в этих субъектах выявлены нарушения на 7,1 млрд руб. при исполнении госконтрактов на строительство и ремонт федеральных и региональных дорог. Опрошенные «Экспертом» экономисты затруднились оценить, насколько недофинансирован ремонт дорог в России, но отмечают, что нормативы финансирования нуждаются в корректировке: они не пересматривались с 2017 г.

Как указывается в материалах Счетной Палаты, дефицит финансирования работ, выполняемых ФКУ Управтодор «Москва — Нижний Новгород», относительно нормативов в 2021 г. составил 47,5%, в 2022 г. — 44%; в 2024 г. дефицит ассигнований на капитальный ремонт — 3,7%, на содержание дорог — 36,2%; в 2025 г. на ремонт и капитальный ремонт — 40%, на содержание дорог — 33,3%.

Дефицитным оказалось и финансирование дорожной деятельности ФКУ Упрдор «Вилюй» (федеральная дорога, которая соединяет Иркутскую область и Якутию): дефицит доходил до 70,7% в 2025 г. Аналогично в период с 2021 по 2025 г. ведомство отмечает недостаток финансирования работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения относительно региональных нормативов в Якутии: там дефицит доходил до 73,7% в 2021 году.

справка

В 2019–2024 гг. на повышение качества дорожно-транспортной инфраструктуры был направлен национальный проект «Безопасные качественные дороги», участниками которого стали 84 региона России. С 2025 г. его преемником стал нацпроект «Инфраструктура для жизни». В число его ключевых показателей входит увеличение к 2030 г. нормативного состояния автомобильных дорог федерального значения — до 85%, автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения — до 60% и автомобильных дорог крупнейших городских агломераций — до 85%.

Величину федерального и регионального дефицита финансирования дорог опрошенные «Экспертом» экономисты оценить затруднились, так как он варьируется в зависимости от уровня дорог и от методологии расчета.

«Счетная палата указывает на системные проблемы в дорожной сфере, — сказал „Эксперту“ начальник аналитического отдела инвесткомпании „Риком-Траст“ Олег Абелев. — Они подтверждаются данными исследования Высшей школы экономики, в котором оценивается дефицит финансирования на содержание капремонта только в федеральных автодорогах почти в 640 млрд рублей на период ближайших 3-х лет. Это примерно треть от необходимого объема. Если брать данные правительства, это примерно 1,7 трлн рублей до 2030 года. То есть с общей оценкой проблемы, которую поднимает Счетная палата, это согласуется».

В пресс-службе Минфина «Эксперту» рассказали, что на развитие транспортной инфраструктуры будут направлены средства федерального бюджета — в течение ближайших 3-х лет объем финансирования дорожного хозяйства составит более 4,6 трлн руб. и превысит уровень предшествующих 3 лет на 0,4 трлн руб. В частности, напомнили в министерстве, в проекте федерального бюджета на 2026 г. предусмотрено свыше 773 млрд руб. на развитие и содержание федеральной дорожной сети. В 2027 г. на это планируется выделить 924,5 млрд руб., а в 2028 г. — более 1,2 трлн руб. На федпроект в трехлетке заложено свыше 1 трлн руб.

Рост федеральных расходов на нацпроект «Инфраструктура для жизни» в 2026 г. будет очень умеренным, пояснили «Эксперту» в аналитической компании Sherpa Group. По ее данным, расходы бюджета на нацпроект вырастут на 3,1% к уровню 2025 г., до 1,3 трлн руб. «Из сравнения нового проекта закона о бюджете и прошлогоднего утвержденного закона следует, что федеральные вложения в нацпроект на следующий год сократят на 11% относительно предыдущих планов», — говорится в октябрьском аналитическом дайджесте компании на тему «Нацпроекты и бюджет: как будут финансировать инфраструктуру в ближайшие три года?» Уменьшение прежних расходов коснулось в том числе крупных федпроектов автодорожной сферы — «Развития федеральной сети» (на 9,2% к уровню 2026 г. в прошлом законе о федеральном бюджете, до 773,2 млрд руб.) и «Региональной и местной дорожной сети» (на 14%, до 321,8 млрд руб.).

Из-за такого пересмотра финансирования, предполагают аналитики Sherpa Group, федеральные расходы на «Региональную и местную дорожную сеть» в рамках нацпроекта в 2026 г. упадут на 9,5% в текущих ценах к уровню 2025 г. вместо ожидавшегося роста на 10,8%. Для «Развития федеральной сети» рост вложений сохранится, но будет слабее (на 16,2% г/г вместо 25,3%). «Впрочем, из‑за особенностей финансирования автодорожных мероприятий в рамках нацпроекта динамика может быть более позитивной — до них в течение года доводят, как правило, больше средств, чем планировали в начале», — указывается в дайджесте.

В пользу увеличения финансирования на ремонт и строительство дорог высказывается и Олег Абелев: «Надо сказать, что необходимо пересматривать и увеличивать финансирование». Экономист напомнил, что Национальная ассоциация инфраструктурных компаний направляла в правительство предложение актуализировать нормативы расходов на ремонт и содержание дорог: «Эти нормативы не пересматривались уже 8 лет, с 2017 года. Посчитанная методом цепного индекса инфляция дает десятки процентов за этот период в целом по стране. А в итоге сейчас эти нормативы покрывают, наверное, процентов 70 реальной потребности. Национальная ассоциация инфраструктурных компаний предлагает запретить использование этих понижающих коэффициентов к начальным ценам контрактов. Потому что это априори будет приводить к заведомому недофинансированию работ».

«Эксперт» обратился за комментариями в Росавтодор, однако ответов к моменту публикации не получил.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, 13 окт 22:24
Счетная палата предупредила о рисках недобора в казну более 270 млрд рублей
Экономика, 4 сен 11:40
На ВЭФ обсудили возможности создания трансарктического транспортного коридора
Экономика, 3 сен 08:40
Как меняется механизм партнерства государства и частного бизнеса
Экономика, 3 сен 01:26
Как должна измениться схема финансирования партнерских проектов
Свежие материалы
Ничья в пользу Китая
В мире,
Встреча американского и китайского лидеров не завершила торговую войну
Испытания на ядерном полигоне в Неваде. С 1945 года в мире проведено более 2000 экспериментальных взрывов, из них 1032 — в США. Фото: AP/TASS
В мире,
Зачем спустя 33 года США хотят возобновить ядерные испытания
Зачем США возвращаются к ядерным испытаниям времен холодной войны?
Продолжается деградация системы контроля над вооружениями