Первые санкции второго срока
Вечером 22 октября министерство финансов США объявило о введении ограничений в отношении нефтяных компаний «Роснефть» и «Лукойл». Эти антироссийские санкции стали первыми, принятыми во второй президентский срок Дональда Трампа.
«Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) минфина США вводит дополнительные санкции, ставшие результатом отсутствия серьезной приверженности России к мирному процессу по завершению конфликта на Украине... Сегодняшние меры направлены против двух крупнейших российских нефтяных компаний „Роснефть“ и „Лукойл“», — говорится в сообщении на сайте ведомства.
В пресс-релизе приводится список из 6-и дочерних компаний ЛУКОЙЛа и 28-и «Роснефти», которые также подпадают под санкции. В ведомстве напомнили о «правиле 50%», согласно которому ограничения распространяются на все дочерние компании фигурантов санкционного списка, даже если эти «дочки» в нем не поименованы.
Наложение на компании санкций американского минфина означает, что резидентам США запрещено вести с ними любые дела. Таким образом США пытаются отрезать российские компании от международной долларовой системы и блокировать цепочки поставок, в которых участвуют американские резиденты. Как санкции скажутся на работе компаний, читайте тут.
В свою очередь, утром 23 октября, в ходе саммита в Брюсселе, Совет ЕС утвердил 19-й пакет антироссийских санкций.
«Мы только что приняли 19-й пакет санкций. Он нацелен, в частности, на российские энергетические компании, банки, криптовалютные биржи и компании в Китае. ЕС также регулирует передвижения российских дипломатов, чтобы противостоять попыткам дестабилизации», — цитирует верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Каю Каллас пресс-релиз на сайте Совета ЕС.
детали
Что лежит в европакете
В 19‑й пакет вошли:
- введение запрета на импорт СПГ из России произойдет раньше на год и теперь планируется с января 2027 г.;
- ужесточен запрет на сделки с компаниями «Роснефть» и «Газпромнефть»;
- санкции распространены на 117 танкеров так называемого «теневого флота»;
- введен запрет на перестрахование в европейских компаниях судов, отнесенных к так называемому «теневому флоту»;
- на территории ЕС запрещены транзакции со стейблкоином A7A5, который якобы создан «при государственной поддержке России». Введены санкции против его разработчика, эмитента и оператора платформы, на которой торгуются значительные объемы этой монеты;
- запрет на транзакции распространен на 5 российских банков («Истина», «Земский банк», «Абсолют Банк», «МТС Банк» и «Альфа-Банк»), а также 8 банков и нефтетрейдеров из Таджикистана, Киргизии, ОАЭ и Гонконга;
- компаниям ЕС запрещено взаимодействовать с платежной системой «Мир» и Системой быстрых платежей (СБП);
- введены ограничения для российских дипломатов: при поездках через Шенгенскую зону за пределами страны аккредитации они будут обязаны заранее информировать соответствующее государство-член ЕС;
- в санкционные списки ЕС внесены 45 новых организаций, «напрямую поддерживающих российский военно-промышленный комплекс, в частности, позволяя обходить экспортные ограничения на станки с числовым программным управлением (ЧПУ), микроэлектронику, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и другие передовые технологические продукты». Среди них 28 российских компаний, 12 китайских, 3 индийские и 2 таиландские;
- список товаров, запрещенных для экспорта в Россию, пополнен различными электронными компонентами, дальномерами, химикатами для изготовления топлива, металлами, оксидами и сплавами, солями, рудами, изделиями из резины, а также ациклическими углеводородами (алканы или парафины). В список, в частности, вошли детские игрушки с моторчиками;
- в санкционный список добавлены крупнейший золотодобытчик России — ПАО «Полюс», а также горнодобывающая компания Evraz Plc;
- ограничено предоставление российским организациям услуг в сфере искусственного интеллекта, высокопроизводительных вычислений и коммерческого космоса;
- предварительного разрешения ЕС теперь требуют любые услуги, предоставляемые российскому правительству;
- компаниям ЕС запрещено оказывать в России туристические услуги;
- торговые санкции ЕС против Белоруссии теперь зеркально повторяют ограничения против России;
- расширен запрет на поставки в Белоруссию программного обеспечения, в том числе для банков, обработки данных, ИИ, квантовых вычислений;
- введены санкции против 5 предприятий белорусского ВПК.
Самозапрет на въезд
ЕС в новом пакете санкций запретил своим компаниям оказывать туристические услуги в России. «Это сделано для того, чтобы сократить доходы, которые Россия получает от таких услуг и воспрепятствовать продвижению несущественного объема поездок и досуга в России», — говорится в документе. Этот запрет может существенно ограничить возможности граждан Евросоюза по организации поездок в Россию, пояснил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов. Он уточнил, что эта мера не затрагивает деятельность российских туроператоров внутри страны, и принимающие иностранцев туркомпании в России продолжат работу в штатном режиме.
Контроль за реализацией ограничений обойдется гораздо дороже, чем гипотетические потери российских компаний, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артур Мурадян. По его словам, введение подобных мер — это дискриминация «своих же собственных граждан, которым прямым текстом отказывают в свободе перемещения».
Под запретом также оказались операции по перестрахованию бывших в эксплуатации в России самолетов и судов, если они будут проданы или сданы в лизинг. Однако на текущий момент неизвестно о каких-либо планах России продавать эту технику. Более того, правкомиссия по транспорту с 2022 г. разрешила вывоз всего 4-х иностранных самолетов: S7 вернула лессору 2 Boeing 737 MAX 8, а AirBridgeCargo (входит в группу «Волга-Днепр») вернула в Китай 2 Boeing 747. Комиссия при этом запретила вывоз 8 Airbus (не эксплуатируются с весны 2022 г.) Red Wings, и вывоз Airbus A320neo с проблемными американскими двигателями для S7. Перестрахованием же авиасудов с 2022 года занимается исключительно «Российская национальная перестраховочная компания» (РНПК). В этой компании не ответили на запрос «Эксперта» об эффекте введенных санкций.
По оценкам АТОР, с 2019 г. турпоток в РФ из Европы уже упал в 10 раз: в первом полугодии 2025 г. нашу страну посетили 65,95 тыс. туристов из европейских стран против 567,1 тыс. в первом полугодии 2019 г. Сейчас в основном едут гости из Германии (26,4 тыс.), большей частью — бывшие жители нашей страны. «При этом это не туристы в классическом понимании, — разъяснили в ассоциации. — Они въезжают по туристическим визам, но цели подавляющего большинства этих иностранцев — не туристические, а личные, частные».
Как отреагировали рынки
Решение США ввести санкции в отношении «Роснефти», «Лукойла» и их дочерних компаний было оглашено 22 октября вечером, когда ликвидность торгов на Московской бирже традиционно снижается. Инвесторы отреагировали на новость масштабными распродажами, причем не только бумаг нефтяных компаний, но и практически всех ликвидных акций. В результате Индекс Мосбиржи 2, учитывающий динамику котировок акций в течение суток, потерял почти 2%. Капитализация «Роснефти» просела на 2,4%, а «Лукойла» — на 3,4%.
На следующий день торги открылись с гэпа (ценового разрыва) вниз, поскольку появилась информация, что очередной санкционный пакет принял ЕС. В результате Индекс Мосбиржи 2 проваливался на 2,5% к отметке 2546 пунктов — это лишь на 25 пунктов выше минимума 2025 г. К обеду четверга потери сократились до 1,9%, «Лукойл» терял 4% капитализации, в то время как «Роснефть» — 3%.
«Лукойл» отменил запланированное на 23 октября заседание совета директоров по дивидендам. Как уточнили в компании, новую дату заседания объявят дополнительно.
Мировые цены на нефть довольно сильно отреагировали на санкционные новости — в среду котировки выросли на 4,3%, а за первую половину четверга — еще на 2,2%.
«Отчасти это связано с техническими факторами, — прокомментировал „Эксперту“ руководитель направления инвестиционного консультирования „Алор Брокер“ Алексей Антонов. — В прошлую пятницу, 17 октября, и в понедельник, 20 октября, цены бились в сильную техническую поддержку $60 за баррель. Прорвать ее не удалось, во вторник наметился разворот вверх. Новости из США и Европы в среду и четверг лишь усилили восходящее движение, в том числе за счет закрытия коротких позиций. В районе обеда четверга баррель торговался на техническом сопротивлении $66. Не уверен, что котировки смогут закрепиться выше этого уровня».
Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко считает, что в ближайшее время цена на нефть марки Brent будет оставаться в диапазоне $60–70 за баррель: «Существенной просадки цены не ждем. Рост выше $70 возможен в случае, если произойдет форс-мажор, например, в виде роста геополитической премии».
Неординарной точкой зрения относительно влияния санкций на курс рубля поделился с «Экспертом» инвестиционный стратег «ВТБ Мои Инвестиции» Станислав Клещев: «Введение ограничений в отношении крупных экспортеров может оказать положительный эффект на курс рубля. „Лукойл“ и „Роснефть“ в изменившихся условиях будут склонны в большей степени возвращать деньги в Россию — не только текущую валютную выручку, но и накопленные ранее ресурсы. Это может стать значимым фактором в пользу более крепкого рубля в течение более продолжительного периода».
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в сентябре 2025 г. Россия экспортировала ежедневно 7,4 млн баррелей нефти и нефтепродуктов.
«19-й пакет санкций ЕС направлен на то, чтобы добиться от США ужесточения в отношении России»
Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике, эксперт клуба «Валдай»:
Отмена саммита в Будапеште и первые антироссийские санкции США на втором президентском сроке Трампа демонстрируют стремление его администрации усилить давление на Москву, заставить ее пойти на уступки по условиям прекращения огня и условиям окончательного мирного урегулирования.
Дело в том, что согласие американской администрации с российскими условиями урегулирования украинского конфликта было бы воспринято как однозначная капитуляция Трампа, как демонстрация его слабости перед Путиным, как полное поражение Штатов перед Россией. По этой причине антироссийски настроенные силы в администрации Трампа, включая госсекретаря Марко Рубио, министра финансов Скотта Бессента и многих других, убеждают своего шефа не принимать российские условия мира.
Кроме того, после российско-американского саммита в Анкоридже администрация Трампа донесла договоренности, которых тогда удалось достичь, до Европы и Украины, однако те категорически отказались на них соглашаться. При этом Вашингтон не спешит жестко давить на Брюссель.
С одной стороны, администрация Трампа сама делегировала Европе дальнейшее жизнеобеспечение Украины. С другой, Европа уступила Трампу по многим вопросам (дискриминационная торговая сделка, повышение оборонных расходов до 5% от ВВП), в том числе как раз для того, чтобы избежать перехода его администрации на сторону России в украинском вопросе. Наконец, США не считают целесообразным оказывать на Европу жесткое давление, прикрываясь Европой в качестве злого полицейского в своем диалоге с Россией.
В этих условиях Трампу, который хочет как можно быстрее добиться прекращения огня на Украине, остается возобновить давление на Россию. Впрочем, давление это носит дозированный и умеренный характер, оно не нацелено на сжигание мостов и исключение самой возможности дальнейшего диалога с Россией. Задача США — заставить Россию пойти на уступки и возобновить после этого дипломатический процесс, а вовсе не заставить Россию идти ва-банк.
Принятый синхронно с американскими мерами 19-й пакет антироссийских санкций Евросоюза также направлен в основном на то, чтобы добиться от США ужесточения их подхода в отношении России. Так, в администрации Трампа неоднократно заявляли: условием для более жестких американских мер против России будет полный отказ Европы от импорта российских углеводородов.
Собственно, Брюссель в меру сил демонстрирует активное движение в этом направлении: запрет импорта СПГ (который Европа в последнее время в целом наращивала) приближен на целый год, санкции распространены на новые танкеры и компании, которые якобы помогают России обходить европейские запреты.
Главный приоритет ЕС сегодня — продемонстрировать готовность выполнять все американские пожелания и условия для того, чтобы Штаты как можно активнее включились в эту игру и не допустили победы России. Ведь победа России по мнению европейских элит — куда большая экзистенциальная угроза, нежели любой экономический ущерб для самой Европы от ее собственных санкций.
«Для ЕС важен не столько результат, сколько процесс»
Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ:
В рамках 19-го пакета ЕС продолжает ликвидировать лакуны в санкционном законодательстве, расширяет уже введенные санкции и пытается наращивать их эффективность: пополняет списки танкеров и людей, добавляет вторичные меры против новых зарубежных компаний, ужесточает давление на наши финансовые институты с платежной системой.
Однако есть в очередном пакете и кое-что новое: решение ускорить отказ от российского СПГ. Конкретно эта мера предназначена скорее для внутренней аудитории, это своеобразный пинок в адрес Венгрии и Словакии, попытка преодолеть внутренние разногласия и утвердить единую позицию. Впрочем, не исключено, что в конечном итоге две эти страны выторгуют для себя некие индивидуальный, более мягкий срок отказа от российского газа.
В целом же в части антироссийских санкций для ЕС уже давно важны не столько конкретные результаты, сколько сам процесс. В том числе в условиях, когда российско-американские отношения приобретают позитивный импульс, Европе как никогда важно продемонстрировать, что она остается верным союзником Украины.
Кстати, передача замороженных российских активов Украине ни в повестку саммита в Брюсселе, ни в 19-й пакет не вошла: у ЕС так и не нашлось ни механизма, ни политической воли, ни внутреннего единства, чтобы такое решение принять. Вряд ли оно войдет и в 20-й санкционный пакет, к подготовке которого в ЕС уже приступили.
«Эффект от санкций США окажется невелик, а 19-й пакет ЕС эффекта не даст вовсе»
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП):
Американские санкции против российского нефтяного сектора связаны с переговорами между США и Индией по торговой сделке, где на повестке стоит снижение пошлин в ответ на сокращение закупок нефти из России. Непосредственный эффект санкций окажется невелик (российские компании уже адаптировались к такого рода давлению), однако они важны как сигнал для Индии. Если она согласится сократить импорт российской нефти, санкции могут иметь последствия в виде краткосрочного сокращения доходов России от экспорта на время адаптации к новым условиям.
19-й пакет санкций ЕС продолжает политику введения новых мелких ограничений, которые в силу более скромных возможностей Брюсселя по части вторичных санкций (по сравнению с Вашингтоном), эффекта не дадут вовсе.
Самое крупное нововведение в очередном европакете — сдвиг влево сроков отказа от импорта российского СПГ. Однако, по большому счету, эта мера попросту фиксирует актуальные ожидания относительно прироста мощностей по выпуску СПГ в США. Так, согласно прогнозу МЭА, в течение 2025 и 2026 гг. они возрастут на 46 млрд куб. м (а в Канаде — еще на 19 млрд куб. м). При этом в 2024 г. объем поставок газа из России в ЕС, по оценкам Еврокомиссии, составил 20 млрд куб. м в форме СПГ и около 32 млрд куб. м по трубопроводам. Собственно, из текущих тенденций очевидно, что ЕС смогут полностью заместить СПГ из России на СПГ с американского континента как раз к началу 2027 г.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag