Интервью

Маржа утекает из заправок

Розничная торговля бензином терпит убытки на фоне высоких оптовых цен

Маржа утекает из заправок
Фото: Belkin Alexey/Global Look Press
Рентабельность продаж бензина на автозаправках ушла в отрицательную зону из-за увеличения оптовой стоимости топлива, свидетельствуют данные аналитических компаний «Петромаркет» и «Эйлер». По словам источников на топливном рынке, убытки терпят не только независимые АЗС, традиционно более чувствительные к изменениям цен в опте, но и заправки крупных нефтяных компаний. Опрошенные «Экспертом» аналитики связывают убытки с недостаточным объемом запасов топлива, купленного перед сезоном пикового спроса по низким ценам.

Полный минус

Средняя по России чистая маржа торговли бензином Аи-92 на АЗС по состоянию на 5 сентября составила минус 3,3 руб. за литр (руб./л), по Аи-95 — минус 3,7 руб./л, подсчитали для «Эксперта» в исследовательской группе «Петромаркет». При этом маржа по дизельному топливу находится в плюсе: автозаправки в среднем зарабатывают по 6,5 руб. с каждого проданного литра.

Убыточность АЗС при торгах бензином также подтверждается данными «Эйлер Аналитические технологии». В своем обзоре за август (есть у «Эксперта») аналитики компании оценивали среднюю маржу АЗС в августе в минус 3,5 руб./л. По бензину Аи-95 убытки оценивались еще выше — минус 7 руб./л, а по дизельному топливу показатель, как и в расчетах «Петромаркета», оказался положительным (+10,1 руб./л). «Эйлер Аналитические технологии» связывает общую отрицательную рентабельность АЗС с увеличением оптовых цен на бензин при стагнации розничных. Аналитики компании в обзоре также предупредили о риске роста стоимости топлива в рознице на фоне того, что маржа АЗС находится в отрицательной зоне.

Оптовые цены бензина росли на Петербургской бирже практически непрерывно с конца июля. Как сообщал «Эксперт», в условиях ремонтов НПЗ и рекордных цен на бензин на бирже (достигали 72,7 тыс. за тонну Аи-92 и 82,3 тыс. — Аи-95) некоторые российские регионы сообщали о дефиците топлива. Снижение оптовых цен началось лишь с 20-х чисел августа, после введения запрета на экспорт бензина. 15 сентября тонна Аи-92 в Европейской части России торговалась по 71,8 тыс. руб., Аи-95 — 78,7 тыс. руб.

Источники «Эксперта» на топливном рынке отмечают, что проблема с убытками на АЗС при продаже топлива касается не только независимых сетей, но и автозаправок вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Один из собеседников подчеркнул, что текущая проблема с отрицательной рентабельностью даже в большей степени касается заправок крупных игроков: «Перед ними стоит негласная задача по сдерживанию розничных цен на топливо в пределах инфляции», — пояснил он.

По состоянию на 8 сентября, согласно последним данным Росстата, бензин с начала года подорожал на 7,2% при общей потребительской инфляции 4%. Цены на дизельное топливо выросли за этот же период на 2,3%. За неделю со 2 по 8 сентября розничная цена бензина, согласно Росстату, увеличилась на 34 коп., до 62,6 руб. за литр, дизельное топливо подорожало на 16 коп., до 71,7 руб. за литр.

Впрочем другой источник «Эксперта» подчеркнул, что у крупных нефтяных компаний розничные продажи топлива генерируют незначительную часть доходов. Кроме того, ВИНК опираются на поддержку государства в виде выплат в рамках демпферного механизма, что помогает поддерживать и нефтепереработку, и розничный сегмент, напомнил он.

«Эксперт» направил запросы в Минэнерго, ФАС и в крупнейшие нефтяные компании.

По законам рынка

Аналитики, опрошенные «Экспертом», видят причины ухода рентабельности АЗС (преимущественно независимых) в отрицательную зону в отсутствии достаточных запасов бензина, закупленного сетями в период низких биржевых цен.

Главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов компании «Пролеум» Андрей Дьяченко в комментарии «Эксперту» отметил, что дорогое заемное финансирование и отсутствие устойчивого роста спроса на бензин привели к тому, что АЗС в этом сезоне не сформировали крупные запасы и «работали с колес». «Относительно краткосрочные всплески локального спроса наложились на осложнения с отгрузками на НПЗ, что и привело к росту цен в мелком опте (торговля автоцистернами наличным топливом на нефтебазах. — „Эксперт“). А эти цены живут по рыночным законам — рост спроса и снижение предложения приводят к росту», — сказал он. Андрей Дьяченко добавил, что, если брать проблемные южные регионы, разница между мелкооптовыми и крупнооптовыми ценами достигает 10–15 тыс. руб. на тонну, то есть 7–10 руб. на литр. «АЗС комбинируют покупки на бирже и на нефтебазах, но и в этом случае прибыльность продажи бензина не может быть положительной», — добавил он.

Аналитик «Финама» Сергей Кауфман отмечает, что создание запасов на АЗС заранее перед высоким сезоном, в период сниженных оптовых цен, не всегда реализуемо из-за «непредсказуемости кризисов и ограниченных мощностей по хранению топлива». «Из-за этого в кризисные периоды цены на независимых АЗС могут быть значительно выше, чем цены на заправках ВИНК», — добавляет он.

Сергей Кауфман также подтвердил, что для ВИНК розничная реализация топлива является менее масштабным бизнесом, чем основные направления их деятельности (добыча и нефтепереработка). «При этом в периоды аномального роста оптовых цен снижение доходов АЗС для ВИНК компенсируется более высокой маржинальностью переработки», — добавил аналитик.

Проблема экономической эффективности реализации топлива на АЗС является общей для независимых игроков и крупных компаний, добавил Андрей Дьяченко. Но у ВИНК, по его словам, есть ряд преимуществ — они находятся «первыми в очереди» на получение произведенного товара и получают компенсации из бюджета в рамках демпфирующего механизма за усилия по сдерживанию роста цен в рознице быстрее инфляции. О ситуации с выплатой демпфера за август «Эксперт» сообщал 29 августа.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, 4 авг 18:35
Ранее правительство ввело полный запрет на экспорт бензина
Экономика, 12 сен 21:00
Почему Банк России предельно осторожен в снижении «ключа»
Экономика, 10 сен 08:00
Крупнейшие онлайн-площадки стали инструментами достижения наццелей
Экономика, 9 сен 18:55
Бурный рост выручки компаний сектора азартных игр в 2025 году сменится стагнацией
Свежие материалы
Ирина Карлаш: «Мы находимся в постоянном контакте с бизнесом»
Начальник Дальневосточного главного управления ЦБ — о мегапроектах и кадрах
Запад накануне раскола
Мнения,
К чему приведет упадок Европы
Что создает единое культурное пространство
Больше, чем фестиваль: «Точка А» собирает будущих звезд театральной сцены в Москве