По данным консалтинговой компании McKinsey & Company, сейчас в мире около 70% крупных компаний уже используют ИИ в операционных процессах. Мир вступает в эпоху ИИномики — экономики, в которой искусственный интеллект перестает быть революционной технологией, но становится невидимой инфраструктурой повседневной жизни, средой, где разворачиваются все ключевые экономические и социальные процессы.
Термин «ИИномика» предложил Сергей Федосеев, управляющий директор по стратегическим проектам инвестиционной компании Sk Capital. В ИИномике искусственный интеллект становится утилитарным слоем, встроенным почти в каждое взаимодействие: от работы и потребления до образования, медицины, финансов, логистики и переговоров. Фактически ИИномика формирует «новую нормальность», где ключевой вопрос — правила, заложенные в тот невидимый слой, через который проходят все транзакции.
Воспользуемся традиционной метафорой: у айсберга есть небольшая видимая надводная часть и огромная подводная, невидимая. Надводная часть ИИномики сейчас — многочисленные чаты в интернете, ведущие диалоги на естественном языке, создающие красивые картинки и относительно убедительное видео. Подводная же часть ИИномики пока незаметна, но уже существует и постепенно заявляет о себе. По мнению Сергея Федосеева, уже начала происходить невидимая ИИ-трансформация бизнеса. Меняется форма компаний, суть их деятельности. Меняются роли субъектов экономики, возникают новые сущности, для которых пока нет названий.
Сергей Федосеев приводит аналогию с мобильным интернетом начала 2000-х годов. Сотовые телефоны тогда уже были распространены. Но мобильный интернет-трафик стоил около 10 долларов за мегабайт, и никому не приходило в голову, что карманное устройство станет основной точкой входа в интернет. Никто еще не представлял себе социальные сети и блогеров, которые зарабатывают миллионы на миллионных аудиториях. На самом деле, тикток-экономика, ютуб-экономика, даже онлифанс-экономика — всё это фактически уже существовало в нулевые годы. Но в виде подводной части айсберга. Понадобилось несколько лет, чтобы этот кусок экономики всплыл на поверхность.
То же самое сейчас происходит с ИИ. На наших глазах возникают так называемые нативные ИИ-компании (AI-native business). Это когда вся компания — фактически несколько человек, дирижирующих командой ИИ-агентов. При этом выручка компании достигает сотен миллионов долларов, хотя она даже не занимается общением с клиентами.
Сооснователь компании Just AI, специализирущейся на разговорном ИИ, Кирилл Петров приводит в качестве примера нативных ИИ-компаний американские Midjourney, Gamma и Lovable.
Масштабное наступление ИИномики, по мнению Сергея Федосеева, пойдет из управленческих и финансовых отраслей — из консалтинга и банкинга.
В консалтинговом бизнесе уже сейчас отмирает довольно значительная его часть, связанная с «упаковкой» и красивым оформлением крупных решений, принятых с участием консалтинговой компании. Презентации, отчеты, аналитические документы — всё это уже производится внутри компании-клиента силами небольшого количества собственных сотрудников, научившихся взаимодействию с ИИ.
Три-пять лет, по оценке Сергея Федосеева, уйдет на полную трансформацию консалтингового бизнеса. Представитель консалтинговой компании будет являться на встречу с клиентом не в окружении пафосных сотрудников в дорогих костюмах, а в компании нескольких ИИ-агентов. Каждый из этих агентов специализируется на определенной области консалтингового знания и обладает в этой области абсолютной компетенцией. Ему можно задавать вопросы на естественном языке и получать исчерпывающие профессиональные ответы.
Вся «большая четверка» крупнейших в мире консалтинговых компаний — Deloitte, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young (EY) и KPMG — уже заявила о коренной перестройке своей деятельности на основе ИИ-технологий.
Еще одна потенциальная отрасль ИИномики — это ИИ-банкинг. Пока мы видим, вернее, слышим ее в лице телефонных роботов. Но уже в текущем десятилетии, по мнению Сергея Федосеева, начнут появляться так называемые нативные ИИ-банки. В них виртуальный ИИ-сотрудник будет живым голосом предлагать клиенту уникальный, специально для него разработанный финансовый продукт. Продукт, основанный на знании всей страховой и кредитной истории клиента, всех его покупок и крупных трат. Банк учтет, в какой спортзал ходит клиент и где учатся его дети. В ИИ-банке, по оценке Сергея Федосеева, с помощью ИИ будут происходить более 80% транзакций. И только в оставшемся небольшом количестве случаев к общению с клиентом будет подключаться живой оператор.
Кирилл Петров считает, что минувший год был прорывным в области ИИномики. Выручка ИИ-компании Anthropic выросла с миллиарда до десяти миллиардов. OpenAI подняла выручку в 5 раз — с 4 до 20 миллиардов. По оценкам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), вклад ИИ в мировой ВВП к 2030 г. составит $15–16 трлн.
Sk Capital (до 2022 г. называлась Skolkovo Ventures) — инвестиционная компания инновационного центра «Сколково». Управляет несколькими венчурными фондами, созданными с помощью госкорпораций и частных компаний. Принадлежит ВЭБ.РФ (50%) и фонду «Сколково» (50%). Занимается созданием технологических холдингов в ключевых для государства отраслях в партнерстве с предпринимателями и инфраструктурными игроками рынка. Среди приоритетных направлений деятельности — кибербезопасность, беспилотные летательные аппараты, информационное, компьютерное и телекоммуникационное оборудование.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag