Интервью

Платформа для будущего роста

Как государство и агрегаторы на ВЭФ искали общие интересы

Платформа для будущего роста
Фото: ВЭБ.РФ
Закон о платформенной экономике должен подтолкнуть ключевых игроков к ответственному саморегулированию. Об этом 3 сентября шла речь на сессии с участием ВЭБ.РФ «‎Платформы и государство: эффективное партнерство для развития регионов», прошедшей на Восточном экономическом форуме. Лейтмотивом обсуждения стало то, где платформам и государству (в частности, на Дальнем Востоке) найти эффективные точки соприкосновения, которые позволят бизнесу эффективно развиваться, а государству — извлекать пользу из сотрудничества с ним.

Простор для возможностей

Логистика — главная проблема для маркетплейса на Дальнем Востоке, признался во время сессии вице-президент Ozon по взаимодействию с органами государственной власти Дмитрий Ким. Налаживание транспортной инфраструктуры он назвал ключевым фактором развития цифровых платформ в этом макрорегионе. «‎То, что мы уже изучили, — это когда строится очень хорошая прямая дорога, а кроме самой дороги ничего нет», — отметил Ким. По его словам, каким бы удобным ни был маршрут, он не имеет смысла без сотовой связи и удобных развязок на всем его протяжении. «‎Дальний Восток — регион просторный, и дорог здесь не так много. Когда говорят рядом, это, как правило, означает 600 км», — отметил вице-президент Ozon.

В Wildberries «логистическую ‎оторванность» ДФО, напротив, относят к преимуществам. «‎Она позволила местным производителям создать уникальные продукты, которые благодаря платформе будут доступны и всей России, и жителям десятка стран, где мы присутствуем», — пояснил директор объединенной компании RWB (Wildberries & Russ) по связям с государственными органами Евгений Этин.

Главной проблемой RWB для Дальнего Востока Этин назвал занятость. Он подчеркнул, что в рабочих руках нуждаются в общей сложности четыре логистических центра компании на 600 тыс. кв. м. Отчасти эту проблему маркетплейс пытается решить за счет автоматизации процессов, добавил топ-менеджер. «‎И государство помогает нам с роботизацией — видим поддержку со стороны Минпромторга. Многие регионы готовы к совместным инвестициям в строительство заводов, так или иначе связанных с роботизацией», — отметил Этин.

По мнению управляющего директора «‎Авито» Влада Федулова, самый ценный вклад государства может выразиться в том, чтобы нормативное регулирование не ограничивало развитие платформ. В качестве позитивного примера взаимодействия бизнеса и государства он привел программу Минцифры: ведомство выделило финансирование вузам на подготовку ИТ-специалистов, которые сейчас работают в «‎Авито».

Платформам не хватает совета

Сейчас есть уникальная возможность наладить взаимодействие между государством и платформами, которые помогут «обелить» бизнес, считает экс-замминистра экономического развития, исполнительный директор и член правления ПФК ЦСКА Савва Шипов. «‎Если бизнес понимает, что за счет участия в платформе гораздо легче платить налоги, сдавать отчетность и получать льготы, он, естественно, туда пойдет», — сказал он на сессии.

Напомним, что закон о платформенной экономике, устанавливающий базовые нормы регулирования для маркетплейсов, а также многочисленных онлайн-сервисов (по заказу такси, доставке еды, перевозок и пр.) был принят в июле 2025 г. и вступит в действие 1 октября 2026 г. По словам председателя Ассоциации цифровых платформ Андрея Шаронова, он должен создать возможности и минимизировать ограничения. По его мнению, документ подтолкнул ‎многие процессы в стране, которые затрагивают не только участников платформенных отношений. В то же время он высказался против того, чтобы «искажалась» бизнес-модель платформ.

Многие отношения операторов платформ, исполнителей и их потребителей в законе остались неурегулированными, признал на сессии заместитель начальника Экспертного управления президента Александр Вилинов. Но, может быть, они и не должны быть урегулированы, добавил он. По мнению Александра Вилинова, закон должен в первую очередь подтолкнуть платформы к более ответственному саморегулированию. «‎Нужен отдельный негосударственный документ (хартия, декларация, соглашение), который позволил бы снять многие вопросы и критику, которую мы слышим в адрес цифровых платформ», — пояснил он.

Александр Вилинов поддержал идею Андрея Шаронова о создании в России Совета посреднических цифровых платформ. В это новое объединение следует включить не только ключевых игроков платформенной экономики, но и представителей профсоюзов, а также экспертное сообщество, предложил Андрей Шаронов. Согласно его идее, Совет помог бы снимать противоречия между конкурентами, устанавливать правила игры и вырабатывать совместные стратегии развития.

Александр Вилинов добавил, что задача государства — вырастить «‎национальных чемпионов» в платформенной экономике. «Главное — не зарегулировать, у государства всегда есть такая тяга. Задача государства тут — развиваться и прогрессировать вместе с платформами», — заключил он.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
На ВЭФ обсудили ключевые изменения механизма ГЧП
Как меняется механизм партнерства государства и частного бизнеса
Как должна измениться схема финансирования партнерских проектов
Экономика, 6 авг 09:00
Владимир Путин утвердил передачу ГТЛК в управление ВЭБу
Свежие материалы
«Рынок перешел к качественной трансформации»
На ВЭФ обсудили ключевые изменения механизма ГЧП
Борис Коробец: «Главная компетенция — умение работать в неопределенности»
Ректор ДВФУ — о том, почему образование является важным экспортным товаром
Максим Решетников: «Для концессий и ГЧП нужны новые стимулы»
Мнения,
Что правительство делает для развития ГЧП