По словам Александра Морозова, всплеск инфляции с 2023 г. произошел потому, что ЦБ не учел фактор оптимизма в потребительских настроениях: «Мы считали, что ключевая ставка на уровне 16% (действовала с декабря 2023 г. по июль 2024 г. — „Эксперт“) позволит устойчиво замедлить инфляцию».
Но сейчас, как следует из его выступления, регулятор более пристально следит за пессимизмом населения и бизнеса. И если он возобладает, это станет аргументом в пользу смягчения Банком России денежно-кредитной политики (ДКП), заверил Александр Морозов. Вместе с тем главный прогнозист ЦБ отметил, что бизнесу вредит не столько устойчиво высокая инфляция, сколько волатильность изменения цен. «В этой ситуации, если вы раздумываете о том, начинать новый инвестпроект или нет, вы экономику посчитать точно не сможете», — пояснил он.
Сейчас экономика, по его словам, находится в режиме охлаждения и «мягкого приземления» после роста кредитования и бюджетного импульса. Это плата за высокий спрос, который мы наблюдали в прошлом году, признал Александр Морозов. Он также напомнил, что замедление — неравномерное и в отдельных секторах экономики проявляется по-разному. Об этом ранее неоднократно говорила и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, она призывала к осторожности в выводах о состоянии всей экономики по ситуации в одной или нескольких отраслях.
Неоднородной в ЦБ называют и задолженность компаний. Александр Морозов обратил внимание на значительную долю предприятий с нулевыми процентными платежами, которые «развиваются в рамках ресурсов, которые сами же аккумулируют». «Проблема высокой ставки — это проблема предприятий с низкой производительностью труда. Как правило, они же имеют высокий уровень задолженности. Но сформировалась она не в этом году под высокой ставкой, а еще 5–10 лет назад. И эта проблема (высокой долговой нагрузки. — „Эксперт“) сейчас просто обострилась», — подчеркнул он. Про это очень часто забывают, когда рассуждают о жесткости ДКП, резюмировал директор департамента ЦБ.
При этом для бизнеса, который может развиваться «неорганическим путем», по мнению Александра Морозова, настало «неплохое время». Предприятия с невысокой долговой нагрузкой могут, по его словам, выкупать активы по привлекательной цене у конкурентов, оказавшихся в трудной финансовой ситуации.
В целом очищение рынка от неэффективных предприятий Александр Морозов назвал «положительным результатом» для экономики. В сентябре 2025 г., как сообщал «Эксперт», министр финансов Антон Силуанов жаловался, что государство вынуждено тратить большие ресурсы на то, чтобы просто поддерживать безубыточность отдельных предприятий, тогда как «правильнее было бы вкладывать, требуя повышения производительности труда».
Из ситуации дефицита ресурсов (прежде всего, кадровых) есть два выхода. Классический, по словам Александра Морозова, обеспечивает Банк России и его ДКП: выход из перегрева и переток ресурсов в отрасли, способные инвестировать и развиваться. Второй — повышение производительности труда.
Директор департамента ЦБ подчеркнул, что успех того или иного предприятия не может быть гарантирован вливанием инвестиций, его должна обеспечить «изобретательность руководителей». Топ-менеджменту, по мнению руководителя департамента ЦБ, следует работать над тем, чтобы у сотрудников был не только материальный, но и нематериальный интерес. «Но не все к этому готовы», — признал он.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag