Азия находит свой путь

17 января 2000, 00:00

Помните книги, предсказывавшие рассвет азиатской эры, которая затмит западный мир? Снимите их с полки опять. Ибо это пророчество оправдается. Через 25 лет Азия будет доминировать в экономике более чем полумира. К тому времени будет очевидно, что финансовый кризис, начавшийся в 1997 году, был лишь незначительным спадом многолетней кривой, постоянно идущей вверх. И напрасно многие опасались, что впереди у Восточной Азии десятилетия мрака - она воспрянет в 2000 году. Некоторые из ее тигров вновь зарычат. И рык этот, возможно, будет страшен для Запада.

Вред, причиненный финансам и бизнесу за последние три года, был настолько огромен, что не все секторы экономики этого региона вновь встанут на путь процветания. Важен, например, такой показатель, как потребительские расходы. Они отвечают более чем за половину экономической активности региона. Увеличение потребительских расходов будет свидетельствовать о том, что возрождение экономики - самоподдерживающийся процесс. Но здесь важны детали. Хотя некоторые будут сорить деньгами, покупая "мерседесы" и сумочки от Гуччи, рост потребления во многом обусловится более скромными покупками. Закончится эпоха экономии, когда люди потуже затягивали пояса. Они захотят отремонтировать свои жилища, заменить старые бытовые приборы и, возможно, отдохнуть за границей. Последние два года все эти траты откладывались "на потом". Так что рост будет умеренным и может достигнуть вершины в 2000 году.

В Восточной Азии выросло два поколения, едва ли знавших, что такое рост доходов. Сейчас их жизненный уровень падает, многие лишились работы. И хотя Азия выздоравливает, многие будут осторожны. Они не будут занимать много денег, особенно иностранной валюты, или вкладывать свои деньги наудачу. Осторожность - результат трудных уроков - не обязательно плохая вещь, в конце концов.

Конечно, некоторые будут отчаянно цепляться за худшие черты азиатского бизнеса - отсутствие прозрачности, чрезмерный блат и коррупцию. Вот почему есть все основания для осторожности. Многие проблемы скрыты. Это особенно касается обанкротившихся банков и обремененных долгами компаний, которые не прошли реорганизацию и не закрылись. Трещины просто были прикрыты бумагой в надежде на то, что с возвратом хороших времен трудности не покажутся такими ужасными и могут даже вообще исчезнуть. Некоторые банки и фирмы будут неспособны долго притворяться. Компании, приведшие себя в порядок, станут все более конкурентоспособны и начнут привлекать основные капиталовложения местных и иностранных инвесторов. Это ухудшит положение проблемных фирм, и некоторые из них потерпят крах в 2000 году.

Особенно сильное волнение исходит из банковского мира. У многих банков все еще имеются гигантские безнадежные ссуды, которые даже в случае улучшения экономических условий, видимо, никогда не будут погашены. Так и не были полностью выполнены более жесткие положения о банкротстве, запланированные правительствами некоторых стран. Когда невозможно легко закрыть компании, их долги накапливаются, а их имуществом не могут пользоваться другие. На процессе возрождения Азии будут по-прежнему сказываться и скандалы по поводу того, кто виноват в нынешних проблемах, и политическое вмешательство.

Между тем во всем регионе эхом отзовутся песни реформаторов, митинговые крики индонезийских студентов, свергнувших президента Сухарто в мае 1998 года. Индонезия, этот гигант Юго-Восточной Азии с населением в 200 миллионов, продолжит свое движение к демократии при новом президенте Абдурахмане Вахиде. Но борьба Восточного Тимора за независимость подогревает страхи насчет раскола этого широко разбросанного архипелага. Политики из некоторых соседних с Индонезией стран, в частности генералы, правящие Мьянмой, попытаются представить проблемы Индонезии в качестве доказательства того, что только сильные правительства могут работать в регионе. Эту точку зрения все больше опровергает группа стран, становящихся все более демократическими и открытыми - Южная Корея, Тайвань, Филиппины и Таиланд.

Что касается Сингапура, чья экономика оказалась одной из самых устойчивых на протяжении кризиса, то, хотя это фактически однопартийное государство, сингапурские руководители чутко реагируют на ситуацию. Они еще более либерализуют экономику острова и постараются сделать более привлекательными отрасли с высокой добавленной стоимостью. В то же время сингапурские лидеры позволят еще шире раздвинуть рамки личной свободы. Правительство хочет поощрять деятельность предпринимательского характера, но не может сделать этого, пока государство играет роль няньки. Урок, который Сингапур может преподать остальным странам региона (и в том числе Китаю), заключается в том, что капитализм должен быть честной системой, чтобы он мог работать. Отсутствие коррупции, прозрачная отчетность, корпорационное руководство англо-американского типа - вот что обеспечит процветание в Азии.

Даже там, где демократия утвердилась, граждане будут требовать себе большей роли в руководстве своей страной. В Южной Корее, где активно идут реформы, будет оказываться давление на президента Ким Тэ Чжуна, чтобы он создал более подотчетное правительство. Г-ну Киму придется заниматься борьбой за реформирование чеболей - конгломератов, которые во время финансового кризиса усилили свое влияние на экономику страны.

Восточная Азия - регион стран с различными народными хозяйствами и политикой. Это известный, но оттого не становящийся неверным факт. В 2000 году это станет еще очевиднее. Лучше всех дела будут у тех, кто лучше всех провел реформы.