Прошедшую в Сиэтле в первых числах декабря 1999 года Третью конференцию ВТО на уровне министров торговли можно назвать беспрецедентной.
Количество участников акций протеста против министерской конференции исчислялось сотнями тысяч. Это была весьма пестрая публика - экологи, профсоюзные активисты, крайне правые националисты, анархисты, защитники прав животных и идейные противники глобализации. Впервые за многие годы полиция в массовом порядке применяла слезоточивый газ и резиновые пули. Только в первый день в Сиэтле было арестовано более 500 человек.
И хотя далеко не все претензии у участников акций протеста совпадали, общим было мнение, что ВТО - это организация, которая не отвечает интересам простых людей, и создана она только для того, чтобы сконцентрировать власть в руках богатых стран и суперкорпораций. На многих плакатах были написаны лозунги, по-новому расшифровывающие аббревиатуру WTO: "World Takeover Organisation" ("Организация по захвату мира"). Участники протестов называли ВТО воплощением оруэлловских антиутопий. Слово "глобализация" употреблялось ими только в негативном смысле и вызывало гнев и проклятия.
Фактически встреча в Сиэтле еще до ее начала была обречена на провал. Конфликт интересов и несовместимость позиций различных сторон переговорного процесса достигли таких масштабов и накала, что решить задачу их примирения и согласования по силам было бы разве что какому-нибудь многомудрому библейскому пророку.
Согласно данным Cairns group (в ее состав входят 15 стран, которые в значительной степени зависят от экспорта сельхозпродукции), ежегодные субсидии сельскому хозяйству в развитых странах составляют 200 млрд долларов. Это один из наиболее серьезных барьеров в мировой торговле. Его наличие, безусловно, противоречит интересам развивающихся стран, которые в ином случае могли бы существенно поправить свое экономическое положение, расширяя экспорт агропродукции в развитые страны.
Главным объектом международной критики традиционно является сельскохозяйственная политика в странах ЕС и Японии. Однако, согласно опубликованным в журнале The Economist данным, вопреки распространенному мнению размер государственной поддержки сельского хозяйства в расчете на одного фермера в США нисколько не ниже, чем в странах ЕС. Только структура этой поддержки иная - в США львиная доля ее приходится на экспортные субсидии и другие формы поддержки экспорта агропродукции, а в ЕС - на прямую поддержку фермеров.
Страны ЕС руководствуются согласованной Общей сельскохозяйственной политикой (ОСП), причем на ближайшие годы намечено ее частичное реформирование. Однако и после этих обещаний давление США и других стран на ЕС не ослабевает, так как, по мнению международных экспертов, реформы не затронут главных принципов нынешней поддержки сельского хозяйства в рамках Европейского союза.
Известно, что наступление - лучший способ обороны. Поэтому в последнее время ЕС даже перешел в атаку на страны - экспортеры сельхозпродукции. Требования ЕС хорошо
Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.