Цифровая революция

Компании
Москва, 24.01.2000
«Эксперт» №3 (216)

В первые дни января было объявлено о слиянии крупнейшего в мире Интернет-провайдера America Online (AOL) и Time Warner (TW), мирового лидера в области СМИ и индустрии развлечений. Начало положено - "новые" и "традиционные" средства массовой коммуникации объединяются. Акционеры интернетовской AOL будут контролировать 55%, а владельцы TW - лишь 45% капитала будущей компании. Вероятно, вслед за этой сделкой произойдут и другие слияния между корпорациями информационной отрасли, что приведет к невиданной доселе концентрации капитала и ожесточенной борьбе двух "полюсов притяжения". Одним окажется AOL-TW, другой, как предполагают, будет создан вокруг наметившегося уже альянса Microsoft-AT&T.

Предпосылкой коммуникационной "революции" явились достижения последнего года в создании единого цифрового стандарта, способного привести компьютерную, визуальную, аудио-, видео- и иные виды информации к единому знаменателю - электронному файлу. Несколько месяцев назад Sony предложила рынку свой вариант универсального носителя цифровой информации - пластинку с микрочипом memory stick, которая претендует на то, чтобы заменить аудио- и видеокассеты, лазерные диски, фотопленку, дискету для PC.

Главное препятствие к слиянию Интернета и традиционных СМИ - низкая пропускная способность телефонных линий связи, через которые к Сети подключается большинство ее пользователей. Для дальнейшего развития Интернета провайдерам необходимо переориентироваться с нынешней телефонной связи на сети кабельного телевидения, доступ к которому в развитых странах имеет большинство пользователей. Если сейчас на загрузку страницы текста уходит одна секунда (а картинки - еще больше), то современный телевизионный кабель позволяет повысить скорость загрузки примерно в 53 раза.

Именно стремление к контролю кабельных сетей лежит в основе слияний в сфере масс-медиа. AOL привлекают в Time Warner не только реальные активы (совокупная выручка TW составила в 1998 году 26,8 млрд долларов, против 4,8 млрд у AOL), которыми Интернет-провайдер может подкрепить высокий уровень своей рыночной капитализации (более 160 млрд долларов против примерно 80 млрд у TW). Важно и то, что TW - второй после AT&T оператор кабельного телевидения в США, у нее 13 млн кабельных клиентов. В последнее время AT&T активно вторгалась в область кабельного ТВ, приобретя компании Tele-Communications Inc. и MediaOne, входившие в число лидеров отрасли. Microsoft заключила с AT&T стратегический альянс, инвестировав 5 млрд долларов в расширение ее кабельной сети, и еще 3 млрд - в сети других компаний связи. В свою очередь, AT&T обязалась использовать программное обеспечение компании Билла Гейтса.

Контроль за кабельными сетями позволит AOL бросить вызов Microsoft в ее вотчине - сфере программного обеспечения. Новое поколение так называемых сетевых компьютеров, предназначенных для работы в Интернете, в отличие от персоналок сможет обходиться без системы Windows. Эти программы не надо будет устанавливать в память компьютера

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (216) 24 января 2000
    Раскол думы
    Содержание:
    Русский парламентаризм, бессмысленный и беспощадный

    Всенародная поддержка Владимира Путина кончилась думским конфузом. Зато теперь президентская кампания имеет шанс стать осмысленной

    Обзор почты
    Реклама