Удар по легальной водке

Экономический анализ
Москва, 31.01.2000
«Эксперт» №4 (217)

Повышение с 1 января акцизов на водку и ликеро-водочную продукцию, по мнению специалистов, повлекло за собой не только рост цен, но и снижение легального производства. Акциз на крепкий алкоголь увеличен на 40% и составляет теперь 16,8 руб. с "поллитры". Некоторые производители уже подняли отпускные цены на 25%. По мнению исполнительного директора Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, в первом полугодии текущего года можно ожидать спада легального производства примерно на 20%. "Спад не только ожидается, он уже начался, - утверждает начальник отдела маркетинга и рекламы ликеро-водочного завода 'Топаз' Андрей Сергеенков. - Очередное повышение акцизов в сочетании со снижающейся платежеспособностью населения ограничивают объемы продаж".

Пока акцизы не трогали, производство росло: в прошлом году официальный объем выпуска повысился на 60% и составил 130 млн декалитров. Росту способствовал и ряд мер по усилению контроля за производством и оборотом спирта и ликеро-водочной продукции, а также запрещение импорта спирта на территорию РФ. К концу 1998 года была закончена работа по оснащению предприятий счетчиками, линии опломбировались по окончании работы. Активизировали свою работу налоговые посты, местные службы алкогольконтроля и службы МВД. Высокий акциз может вновь "разбудить" теневиков, чья доля рынка за последние год-два, по некоторым оценкам, сократилась более чем в два раза.

Водочники отлично понимают, что в нынешней ситуации чиновники ни за что не откажутся от дополнительных бюджетных поступлений и акцизы вряд ли будут снижены. Поэтому они решили лоббировать другой вариант. По их мнению, изменить наметившиеся негативные тенденции могло бы введение закона о разделении взимания акцизов (50% - с производителей, 50% - с оптовиков), который, по словам Павла Шапкина, должен быть внесен в Думу на рассмотрение до 1 марта. Предлагаемый порядок взимания акциза, по мысли производителей, снизит привлекательность нелегального производства. К тому же, считает Андрей Сергеенков, эта мера оздоровит рынок. Будут сняты региональные барьеры (губернаторам выгодно получать 50% от местных производителей и 50% от продажи ввозного алкоголя). Усилится конкуренция, которая постепенно вытеснит производителей "огненной воды" низкого качества.

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (217) 31 января 2000
Ценовая политика
Содержание:
Обзор почты
На улице Правды
Реклама