Может ли Путин проиграть?

31 января 2000, 00:00

Никто не сомневается в победе Владимира Путина на досрочных президентских выборах. Путь к ней расчищен. Недавние тяжеловесы - Примаков, Лужков, Лебедь - выведены из игры за главный приз. Со спарринг-партнером Зюгановым подписан контракт на бескомпромиссную "нанайскую борьбу" в первом и втором турах выборов. И все-таки при внимательном рассмотрении в этом замечательно построенном сценарии обнаруживается одна маленькая "щелочка".

Единственная правдоподобная причина досрочной отставки Бориса Ельцина заключается в том, что его команда не уверена в сохранении рейтинга преемника до июня. Уже зашаталось общественное мнение по поводу Чечни. Могли возникнуть (и возникли) осложнения в Думе. Усиливается международная изоляция России. К лету все эти и другие факторы могут сработать, к марту - не успеют.

Единственный шанс проигрыша Путина возникает только в том случае, если результаты выборов, первый тур которых назначен на 26 марта, Центризбирком признает недействительными и назначит повторные выборы. Статья 72 федерального Закона "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривает два основных случая, при которых результаты выборов признаются недействительными.

Вероятность реализации первой из этих двух ситуаций - "если число голосов избирателей, отданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам) меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов" - равна нулю. Такая ситуация сложилась в восьми одномандатных округах на последних выборах в Государственную думу, но на президентских выборах она исключена потому, что доля голосов "против всех" должна быть слишком высока (выше результата КПРФ, т. е. не менее 20%).

А вот вероятность наступления второго предусмотренного законом случая. - "если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования" - выглядит уже вполне приемлемой для возможной игры оппонентов Путина на повторные выборы летом 2000 года.

Явка избирателей на президентские выборы 2000 года "сама по себе" будет ниже, чем на президентские выборы 1996 года. Во-первых, из-за их предопределенности (чего время зря тратить, когда и так результат ясен). Во-вторых, из-за отсутствия привычного идеологического столкновения "коммунизм-антикоммунизм ", мобилизующего электорат на высокую явку. В 1996 году высокая активность избирателей была искусственно стимулирована ельцинской командой, чтобы снизить долю голосов коммунистов.

При стихийном развитии событий можно ожидать явки избирателей 26 марта не выше 55-60%, т. е. примерно на уровне последних парламентских выборов (61%). Отметим, что явка избирателей существенно снизится в случае неудачного для России в этот период фона чеченских событий. Однако мало кто из осведомленных людей сомневается в том, что, если фактическая явка избирателей окажется всего на несколько процентов ниже 50, Центризбирком обязательно накрутит ее до нужных 51%. Поэтому всерьез о сценарии повторных президентских выборов можно говорить только в том случае, если оппоненты команды Чубайса-Путина смогут довести фактическую явку до уровня ниже 42-44%. Для этого им нужно снизить явку по сравнению с естественным уровнем примерно на 18%.

Реально это или нет - зависит от того, какие именно политики федерального уровня выступят организаторами снижения явки избирателей. Это могут быть Евгений Примаков и Юрий Лужков. Или, например, все тот же Борис Березовский, назначенцы которого сейчас активно вытесняются с высоких постов питерско-феэсбешной командой). Как всегда, будет заинтересован проявить свою непревзойденную политическую принципиальность Григорий Явлинский. Можно предположить, что в этой игре с удовольствием примет участие Александр Лебедь. По мелочи кое-что может набраться из левоцентристов.

Правда, команда и. о. президента прикрыла самое опасное место, договорившись с Геннадием Зюгановым (в обмен на спикерский пост Геннадия Селезнева) о том, что КПРФ ни при каких обстоятельствах не снимет кандидатуру своего лидера на президентских выборах, а коммунисты обеспечат необходимый уровень явки избирателей. Но и отменить подобные договоренности легче легкого. Словом, результаты голосования 26 марта могут оказаться не такими уж скучными.

Игорь Олейник